authors

1623
 

events

226441
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Aleksandr_Gertsen » Дневник Александра Герцена - 244

Дневник Александра Герцена - 244

17.12.1844
Москва, Московская, Россия

   17. Языков написал какие-то ругательные стихи на Чаадаева, Грановского и Герцена![1] Or donc Грановского он никогда не видал, меня раз. Я не читал это произведение славянофильских наущений Хомякова и оскорбленного самолюбия поэта, некогда нравившегося, теперь выжившего из ума, отсталого. Мы не курили ему фимиама, не считали за счастие разделять его томную беседу. Наконец, "Отечественные записки" недавно в прекрасной и ловкой статье оценили его по заслугам[2]. Признаюсь, мне хотелось бы прочесть для того, чтоб убедиться еще в одной черте этой котерии: я почти уверен, что тут есть невольный доносец. А Аксаков написал премилые стихи[3], отказываясь от Дмитрия Коптева и Вигеля. Это свой круг стариков, изживших все бедное умственное достояние, непризнанных, отсталых, с ненавистию встречающих каждую мысль, пиетисты, доносчики, злые самолюбия, оскорбленные притязательности; тут Глинка, Лихотин, Сушков и юный летами, но старый подлостью Коптев. Это замкнутая котерия бездарности, догнивающие остатки чего-то загнившего прежде зрелости. О, милая Москва, да еще вельтмановская котерия с Нееловым, Рабусом, Сангленом!

   Мне прежде казался Иван Васильевич несравненно оконченнее Петра Васильевича,-- это не так. Петр Васильевич головою выше всех славянофилов, он принял один во всю ширину нелепую мысль, но именно за его консеквентностию исчезает нелепость и остается трагическая грандиозность. Он жертва, на которую пал гром за его народ, за ту национальность, которая бичуется теперь. Но Иван Васильевич хочет как-то и с Западом поладить; вообще он и фанатик и эклектик, -- фанатик, чтоб быть полным, именно должен не быть эклектиком, иначе то, что придает ему силу, резкость, как паяльная трубка, усиливающая огонь, сгибая его на одну сторону, сглаживается, эмусируется, и выходит нечто неопределенное. Бездушному Хомякову все идет: и эта многосторонность публичных женщин, и это лукавство, предательски соглашающееся, и этот смех, которым он встречает негодование. Но Киреевский должен бы был быть оконченнее.

 



[1] Языков написал какие-то ругательные стихи...-- В 1844 г. H. M. Языковым было написано три стихотворных доноса, направленных против Герцена, Чаадаева и Грановского: "Константину Аксакову", "К не нашим" и "К Чаадаеву". См. о них в главе XXX "Былого и дум".

[2] "Отечественные записки" недавно ~ оценили его по заслугам.-- Речь идет об анонимной рецензии на "56 стихотворений H. M. Языкова", помещенной в ноябрьской книжке ОЗ за 1844 г. и характеризовавшей Языкова как поэта, муза которого "состарилась, не возмужав".

[3] ...Аксаков написал премилые стихи...-- Стихотворение К. С. Аксакова "Союзникам", в котором он отрекался от идейной близости с "гнилыми союзниками", с "непрошенными защитниками" России -- Ф. Ф. Вигелем, М. А. Дмитриевым и др. (см. "Сочинения К. С. Аксакова", т. I, Пг., 1915, стр. 41--42).

07.01.2018 в 20:10

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: