10.07.01
К каждому классу полицейской школы, кроме нас, преподавателей-международников, прикреплены инструкторы из местных, полицейских первой волны. Национальный баланс при этом поддерживается неукоснительно: количество наставников-албанцев и сербов выдерживается пропорционально этническому составу кадетов. Среди инструкторов есть и турки, цыган, несколько женщин.
В нашем классе командуют албанец Эшрем и серб Горан. И французу Марку, дабы, как он выразился, "сплотить команду", пришла идея пригласить всех на кофе в местный ресторан. Меня это насторожило, но возражать не стал "молодой" еще.
Мороженое и кофе оказались на славу. Но было это не в кайф: пока шли, встречные буквально сверлили Горана глазами. На их памяти это первый, пусть даже и в полицейской форме, серб, осмелившийся выйти на улицу! Завидев нас, растерялся и хозяин ресторанчика. С одной стороны, хорошо зная весельчака Марка, боясь потерять клиентуру (французов здесь много, и они - главные посетители), с другой же, боясь пасть в глазах местных, обслуживая серба. Когда шок прошел, официант все же принял заказ. Отдадим должное Эшрему - тут же, не стесняясь, он принялся притчить по-сербски. Свободно общаясь на этом языке, вступил в разговор и я. Лишь изредка, отвечая Марку, переходил на английский. Атмосферу разрядила шутка: в ответ на реплику хозяина, впервые увидевшего кыргызстанца, я сообщил, что в таких случаях у нас делают подарки. Перевод вызвал дружный смех. "И все ж времена меняются. Еще год назад я никогда бы не вышел за ограду. А если б и вышел, то уже б не вернулся", - сказал по возвращении Горан. Меняются, говоришь? Дай-то Б-г!