Вскоре Армению коснулась еще одна беда, которая продолжалась многие десятилетия. Территория Нагорного Карабаха в древности входила в пределы провинции Арцах. Нагорный Карабах, населенный преимущественно армянами, в начале XX века дважды (в 1905—1907 и 1918—1920 годах) становился ареной кровопролитного армяно-азербайджанского конфликта. В 1921 году постановлением Политбюро ЦК РКП (б) он был включен в состав Азербайджанской ССР с созданием автономии (НКАО — Нагорно-Карабахская автономная область). Это вызвало недовольство у армян на протяжении многих десятилетий, требовавших присоединения НКАО к Армении. До середины 1980-х годов такие требования, однако, редко становились достоянием гласности, а любые действия в этом направлении немедленно подавлялись.
Совсем другие возможности предоставила начатая М. С. Горбачёвым политика демократизации советской общественной жизни. Уже в начале октября 1987 года на митингах в Ереване, посвящённых экологическим проблемам, прозвучали требования передачи НКАО Армении, которые впоследствии были повторены в многочисленных обращениях, направлявшихся в адрес советского руководства. В 1987 — начале 1988 в регионе усиливается недовольство армянского населения своим социально-экономическим положением, начинается сбор подписей под обращением в поддержку требования о передаче Карабаха Армении. Эти настроения подогреваются распространяющимися сообщениями о фактах пренебрежительного отношения к армянскому населению в Азербайджане и некоторых провокационных выходках со стороны азербайджанцев. Руководство Азербайджанской ССР и Компартии Азербайджана со своей стороны пытается задействовать привычные командно-бюрократические рычаги в надежде урегулировать ситуацию силовыми методами. Военные действия, проходившие в Нагорном Карабахе, коснулись и моей семьи.
Мои дедушка и бабушка жили в деревне Ваган, которая граничит с Азербайджаном, и, конечно, первые удары они приняли на себя. Мой дядя Каро, недавно вернувшись из армии, пошел добровольцем защищать свою родину – Нагорный Карабах. Во время войны азербайджанцы блокировали территорию Армении. Все пути с внешним миром были также блокированы, в том числе и транспортные, спасала лишь воздушная связь. Одним словом, была экономическая блокада. Не было ни электричества, ни газа. Проблемой являлось и то, что Армения не богата древесиной, углем, значит, отапливать дома было нечем. В основном тепло поступало через газопровод и по линии электропередач. После землетрясения остановились АТС, а газ для Армении поступал по газопроводу через Азербайджан, который был перекрыт. Людям приходилось согревать свой дом, кто, чем сможет. Мои бабушка с дедушкой жили на восьмом этаже, и они поставили печку в доме. Чтобы обогревать дом, в ход пускалась старая мебель, паркет, книги, потому что в доме были маленькие дети. В 1991 году родился мой старший брат Ваган. В сентябре его хотели крестить, но за день до крестин раненого дядю Каро (Приложение 9) привезли в Ереван в больницу. Ранение было тяжелым, и через два дня он умер. Так вместо крестин у нас были похороны.