"Закрытие" года в милиции - время особое. Подбиваются результаты, подгоняется статистика. Особое внимание - раскрытию преступлений. Выделяются перспективные, разрабатываются версии, создаются и укрепляются опергруппы - идет бой за процент!
Проблема проблем - "глухари". За двенадцать месяцев их скапливается немало. Бесперспективные, они сильно снижают показатели раскрываемости. Кое-какие пытаются прекратить, для чего Закон предусматривает четкие основания. И, поскольку "не установление лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности", к ним явно не относится, идут на различные хитрости. Так было и 30 лет назад...
...В 1978-м начальство беспокоил Кант. Показатели здесь были ни к черту, и в помощь местным направили ассов столичных. Как водится, провели совещание, раздали задания, худо-бедно закрепили транспорт. Работа закипела!
Замначу РОВД с прикомандированным досталась престарелая кража. "Висела" еще с весны, больше полугода. "Хотите - раскрывайте, хотите - прекращайте. С живых не слезу", - напутствовал Шеф...
В районе располагалось училище, где готовились военные летчики для развивающихся стран так называемой народной, лояльной к СССР, демократии: африканской, латиноамериканской, восточноевропейской. Кант по праву гордился, что здесь ставили на крыло трёх будущих президентов государств "сбросившей оковы колониализма" Африки...
У курсантов водились деньжата, диковинные шмотки, экзотические напитки и сигареты. Вокруг всегда крутились путаны. Развлекаясь на берегу канала, "голубки" - потерпевший с подругой - полезли купаться. А выйдя из воды, остались в чем мать родила - вещи исчезли. Сомалиец может и не стал бы шум поднимать, но пропали личные документы...
В те годы это считалось ЧП: пострадал-то ведь иностранец, да возможно еще и будущий главнокомандующий! А потому рыли всерьез, проверили связи проститутки, ею самою до седьмого колена. Окрестных алкашей, бомжей, наркоманов, судимых. Все без толку! Отработав имеющиеся версии, пропустив сквозь милицейское сито сотни потенциальных подозреваемых и получив за это выговора "за непринятие мер к раскрытию опасного правонарушения", сыскари до поры до времени забросили дело в дальний угол.
... С чего-то надо было начинать. Чтоб в сотый раз опросить потерпевшего, поехали в училище. Здесь выяснилось, что месяц назад сомалийца ... выслали из страны. "Вы что, газет не читаете?! - грозно уставился замполит. Страна эта вероломно напала на дружественную нам Эфиопию! Всю военщину депортировали..."
Вот те на! "Висяк", выходит, вообще терял перспективу хоть когда-нибудь быть раскрытым. Ведь даже найди мы вещи, кто ж их опознавать-то будет?! Расследование надо было прекращать. По-любому. Поразмыслив, сыщики рванули ... в библиотеку. Нашли нужную "Правду" - печатный орган Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза...
Вскоре родилось единственное в своем роде "Постановление о прекращении уголовного дела". Начавшись, как водится, с фабулы, дальше, явно в разрез с четко выверенными юридическими формулировками и постулатами, документ походил на передовицу главной коммунистической газеты страны:
"...Вероломно нарушив Договор, сомалийская военщина, подогреваемая захватническими инстинктами и интересами, нарушила государственную границу дружественной нам Эфиопии и развязала на кровавую агрессию, в результате погибли сотни ни в чем не повинных лиц, в основном гражданское население - старики, женщины и дети"
"Принимая во внимание, что СССР прервал с Сомали дипломатические отношения и депортировал всех его граждан, в том числе и потерпевшего по уголовному делу N..., который, закончи он летное училище, стал бы "ястребом" и бомбил бы населенные пункты дружественной Эфиопии,
П О С Т А Н О В Л Я Ю:
Производство по уголовному делу N ... в связи с не установлением места нахождения потерпевшего (агрессора) прекратить. О принятом решении уведомить надзирающего прокурора.
Заместитель начальника Кантского РОВД
капитан милиции ..."
Все это, повторяю, в рамках жестко терминированного процессуального документа - "Постановления о прекращении уголовного дела", чьи каноны и формулировки (юристы меня поймут!) выверялись многими десятилетиями!
"Заклеймить агрессора" согласился и прокурор. Оценив "высокий стиль" подкрепленного двумя бутылками знаменитого в ту пору пятизвездочного армянского коньяка документа, он размашисто подписал: "УТВЕРЖДАЮ".
Обжаловать решение было некому...