20 июля
Японское радио восторгается «триумфальными победами германского союзника», а заодно и своими:
«...Бог благословил Японию! — дрожащим от пафоса голосом вещал японский диктор. — Поэтому Японии удалось столь быстро и успешно завершить свои операции против врагов! Первый тур войны победно завершен! И мы вправе заявить: «Победа будет за нами!»
* * *
После ужина засиделись с Алеевым. Ему есть о чем вспомнить.
— Наша корреспондентская группа, — говорил Алеев, — всегда проявляла чрезвычайную тактичность. Несмотря на это, отношения изо дня в день хуже и хуже. В последние месяцы церемонии отброшены, и по отношению к нам только откровенное хамство и наглые усилия к подрыву нашего авторитета среди населения. Для меня совершенно ясно, что в случае японо-советской войны на помощь вооруженных сил КПК рассчитывать бесполезно. В Особом районе орудует какая-то скрытая враждебная группировка.
«Орудует какая-то скрытая враждебная группировка» — для меня это слишком расплывчатое определение. Надо уяснить цели, задачи этой группировки, ее роль и вес в КПК. По всем признакам, «эта группировка» оказывает все большее и большее влияние на курс КПК.
По-моему, наши военные неудачи лишь вскрыли затаенное недоброжелательство к нашей стране части руководства КПК. Чего стоит один Кан Шэн, без соглядатаев коего мы не ступаем ни одного шага.
В последние дни он усиленно навязывает мне в ученицы преподавательницу русского языка. Мне еще не доводилось видеть китаянку столь редкой красоты. Эта девица не оставляет нас без внимания ни на один день...
* * *
С ночи обильный дождь. Сяошуй и Яньшуй превратились в злые горные реки. Сырая мгла над долиной. Желтая ползущая со склонов лёссовая глина.