8 июля
Наши войска отступают по всему южному участку советско-германского фронта.
Берлинские сводки точно воспроизводятся японским радио, но с каким злорадством! Токио сообщает о начале генерального немецкого наступления на советском фронте. Якобы немцы уже добились триумфальных успехов, особенно в районе города Старый Оскол, где снова окружен ряд соединений советских армий. Восхваляются 6-я немецкая армия и ее командующий — генерал танковых войск Фридрих Паулюс. Готов пешком отправиться в Россию. Там сейчас нужен каждый человек, способный держать оружие.
* * *
В Цзянси кровопролитные бои. Японцы развивают наступление западнее Чунжэня.
Чан Кай-ши обратился к китайскому народу с воззванием:
«...В день Пятой годовщины сопротивления мы должны воздать должное героически погибшим за отечество бойцам китайской армии и гражданам Китая. Я хотел бы воспользоваться этим знаменательным днем, чтобы вместе с армией и народом нашей страны выразить глубокую признательность бойцам и командирам воюющих с нами союзных стран за их боевые достижения, а также правительствам и общественным организациям США, Англии и Советского Союза... Наша борьба отличается не только своей длительностью, но является также самой многострадальной, тяжелой, неравной борьбой слабого против сильного... Ответственность Китая заключается в том, что он должен возглавить борьбу главных сил на азиатском континенте... другие союзные страны, как, например, Англия, СССР, имеют другие театры войны, где они несут ответственность за борьбу...»
* * *
Чан Кай-ши, известный под именем Цзян Чжун-чжэн, — руководитель Гоминьдана, председатель Национально-политического совета и Высшего военного совета национальной обороны, председатель Исполнительной палаты (премьер-министр), директор правления четырех банков.
Родился в 1887 году в семье сельского учителя-землевладельца. Высшее военное образование получил в Токийской военной академии. Сотрудничал с Сунь Ят-сеном.
В 1927 году совершил контрреволюционный переворот и развязал гражданскую войну против коммунистов.
В сентябре 1937 года пошел на создание единого антияпонского фронта с КПК. Согласно декларации, опубликованной им, как главой центрального правительства, КПК признавалась легальной политической организацией, а ее вооруженные силы включались в состав войск центрального правительства.
* * *
Все наши деловые связи замыкаются на Кан Шэне. С Мао Цзэ-дуном встретиться нелегко. Он живет отшельником в своей пещере в Яньцзялине.
Кан Шэн старается изолировать нас от всех видных членов КПК. Впрочем, китайские товарищи сами избегают нас — это тоже «заботы» Кан Шэна.
Если Мао Цзэ-дун принимает нас, то непременно в присутствии членов политбюро и подчеркнуто официально. Два раза он наведывался к нам, но всегда в том же окружении.
Только сам Кан Шэн приходит к нам, когда заблагорассудится, да его секретарь Сяо Ли.