Строго придерживаясь данной мне инструкции, мне следовало вернуть Подольский полк в Дербент, но, сообразив военные обстоятельства того момента с предложенными действиями в северном Дагестане, я взял на себя направить эти войска на место Дербента в Шуру. Закусив на биваке с подольцами, я немедленно поскакал далее в Дербент, куда прибыл к князю Аргутинскому на рассвете; когда я ему объяснил, почему я решился отступить от данной мне инструкции, он одобрил мое распоряжение, что ободрило меня в отношении моей ответственности перед главнокомандующим. В Дербенте я провел два дня и совершенно оправился от понесенных мною трудов .
Хочу сказать несколько слов о Дербенте, который видел тогда в первый раз. Остановился я в доме князя Аргутинского, на квартире начальника его штаба полковника Рудановского. Город этот представляет весьма оригинальное, поразившее меня, зрелище. На возвышенной отдельной горе стоит цитадель старинной мусульманской постройки; он нее узкой полосой по весьма крутому склону спускается уступами город и только у берега моря представляет небольшую ровную и песчаную плоскость. Весь город окружен, до самого моря, чрезвычайно толстыми из огромных камней древнейшими стенами с бойницами, башнями и воротами. В негородской черте расположены городские кладбища, которые, по огромному количеству древних мусульманских памятников, свидетельствуют о населенности и бывшем значении Дербента. Основание этого города приписывается калифам, и известное сочинение Дербент-наме о том свидетельствует. На камнях в стенах крепости встречаются весьма древние резные надписи и, сколько мне кажется, ученые нашли следы санскритских письмен и даже несколько пехлевийских букв. Вид из цитадели на море очаровательный, и безобразно грязный татарский город издали представляется чрезвычайно живописно. На запад от крепости тянется, параллельно морю, цепь гор, покрытая роскошной растительностью, и за городом виднеются сады соседних деревень. В широкой стене одной из комнат, занимаемых комендантом, в цитадели показывают пробитое киркою руками Петра Великого окно с видом на море, откуда он ожидал с нетерпением прибытия подкрепления с флотом во время своего похода по берегам Каспия. На морском берегу стоит скромная полуразвалившаяся землянка, где великий преобразователь России жил во время своего пребывания в Дербенте. Князем Воронцовым приведено в порядок это здание, огорожено решеткой и сохранено в память великих дел Петра. Я несколько раз бывал потом в Дербенте и всегда этот город производил на меня самое приятное впечатление.
С князем Аргутинским провел я два дня в Дербенте и он пригласи меня ехать с ним вместе в Шуру, где он имел встретить князя и сговориться о дальнейших действиях по вверенному ему южному Дагестану. Замечательная историческая кавказская личностью князя Аргутинского-Долгорукого заслуживает отдельного о нем описания.