Июля в 16 день пришла из-под Азова почта, а в той почте написано: “Первый бой был июня в 5 день; второй бой был июня в 10 день. Первая вылазка была июня в 17 день, и бой был июня в 18 день; вторая вылазка была июня в 20 день. Вал начали валить июня в 23 день. О сих преж явлено.
Четвертый бой был июня в 24 день, на рождество Иоанна Предтечи поутру: тогда бо сам бысть Кубек с кубанцами с 6000, и преди всех немногие отходники двое из обозу выехали, с ними же и кубанщики. Черкасы учинили бой с кубанцами, и бой у них был великий, и потому роты все выступили за обоз и стояли верстах в двух, а из рот отходников не выпускали, а хотели с ними дать прямое дело, и от них того не чаяли ж, что от них будет напуск. И в те часы тех первых отходников они, кубанцы, сорвали, для того что было наших мало: отманя [от] бродов далече и побили, а иных взяли в полон, а иные ушли. И от них, кубанцев, взяли ж языков четырех человек, и сказывают они, кубанцы что-де их побито в тот день зело много и поранено, а больше побились сами промеж собою.
А те, которые наши побиты и в полон взяты на том бою.
Убиты:
Сила Васильев сын Лихарев,
Кирило Гордеев сын Греков,
Иван Данилов сын Дурной,
Юрья да Василий Лодыженские,
Осип Волженский с сыном своим Андреяном,
Богдан Короваев,
Семен Осипов сын Туренев,
князь Никита Ухтомский,
Василий Ознобишин,
Федор Семенов сын Крущов.
В полон взяты:
Алексей Лихарев,
Дмитрий Воейков,
князь Петр Гагарин,
Петр Сомов,
Федор Степанов сын Крущов.
Да Тихменевы два брата ранены, и люди боярские взяты ж и ранены немногие.
Пятый бой был июня в 29, в день Петра и Павла, и роты за обоз выходили, и с Божиею помощию тогда их одни отходники прогнали; мало они, кубанцы, стояли, и никого они не убили и не ранили, а они, кубанцы, тогда на бою все были.
Шестой бой был июля в 1 день великий и напуск от них; но наши роты были всеми их силами, и Божиею помощию, и государским счастием, против их сам боярин и воевода Алексей Семенович Шеин, и за ним роты все скочили в напуск же, и они, увидев то храброе наше ополчение, отвратили лица свои вспять, и охотники их гнали, и бой был великий, свальный, самый красный, такой, что с четверть часа из ружья непрестанно по них стреляли, и над телом их убитого мурзы, у которого живет в полону Василий Воейков, копья и сабли бились на долгий час, и Божиею помощию их прогнали от тела и голову отрезали; и языки их говорят, что-де того мурзы нарочитого голова, и иных от них многих убили. А наших Бог спас, никого не убили и не взяли, только двух человек ранили, Кафтырева да другого дворянина, также и людей боярских двух человек.
Яицких казаков пришло июля в 1 день тридцать человек под Азов, и сказано к ним воеводою князь Никите Мещерскому.
Вал привален к самому ко рву, и ныне начинают заваливать ров их. Вылазка была из города в шестой бой июля в 1 день, и ничего не учинили; но их же побили многих, и хотят сдать город турки, но охреяны возбраняют, и промысел, чаем, будет вскоре над городом Азовом.
А прежде пришлые суда стоят на море и дела от них ничего нет, и окроме тех по се число прибылых судов на море из Царяграда в Азов силы не бывало, а хотя б и было, и им ныне пройтить в Азов не мочно”.