authors

1484
 

events

204190
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Vladimir_Knorre » Восточно-Прусская операция

Восточно-Прусская операция

01.01.1945 – 30.03.1945
Гданськ, Польша, Польша

   13 января 2-й Белорусский фронт перешел в наступление. Задача – отсечение Восточно-Прусской группировки противника от основной армии немцев. Для этого наши войска были направлены на северо-запад примерно в зоне так называемого польского коридора и западной части Восточной Пруссии. Последовательно были взяты города Алленштейн, Остероде и затем Гдыня, Цоппот и Данциг на побережье Балтийского моря.

     Пока мы продвигались по территории Польши, обращала на себя внимание страшная бедность, жалкие деревеньки с избами, крытыми соломой. Об этом красноречиво свидетельствовали и названия некоторых населенных пунктов – например, деревня Худек, в которой мы провели одну ночь. Но как только пересекли границу Польши с Восточной Пруссией, никак не обозначенной на местности, появились капитальные амбары и другие подсобные строения, не говоря уже о жилых домах. Они имели 1…2 этажа и жилое чердачное помещение, стены были кирпичные, а кровля из черепицы. Скот был породистый, поля, хотя и покрытые снегом, давали представление об их ухоженном состоянии. Привели меня в восхищение леса: они в основном состояли из деревьев хвойных пород, в большинстве была сосна, делянки отличались друг от друга только возрастом деревьев и были очищены от упавших стволов и хвороста.

     К сожалению, в первые дни на территории Германии имели место отдельные случаи расправы солдат с оставшимися жителями – они не могли простить зверств, учиненных фашистами на нашей территории. Были случаи изнасилования молодых женщин и девушек. Поэтому жители заранее укладывали их в постели и представляли больными. Это можно было часто наблюдать после форсирования Одера, где население не эвакуировалось.

     В период быстрого продвижения наших передовых частей саперы бригады в основном были заняты разминированием множества дорог. Все данные о проделанной работе стекались в оперативное отделение, и мы вели сводную карту разминированных дорог. Однажды командир бригады и начальник штаба выехали в батальоны, поручив мне возглавить эту поездку на головном виллисе. И вот на одном из участков, обозначенном на карте как разминированный, моя автомашина подрывается на противопехотной мине. Я сгоряча выскакиваю на заснеженную дорогу и направляю все автомашины задним ходом обратно. При этом произошел еще один взрыв мины под колесом. Поняв весь ужас своего положения, я очень аккуратно, по оставленному следу колес, пошел назад. Мне опять повезло, ведь если бы я подорвался на противопехотной мине, то как минимум, остался бы калекой на всю жизнь, а мог бы и погибнуть.
     Наконец, в первых числах марта наша армия взяла Цоппот и мы вышли к морю. Предстояло штурмом овладеть Данцигом.

      В связи с предстоящими уличными боями штаб инженерных войск фронта предписал использовать трофейные крупнокалиберные снаряды для метания по крутой траектории из специальных земляных пандусов. Для этого требовалось снять с них взрыватели и увеличить полость в толовой начинке для закладки самодельных взрывателей дистанционного действия, то-есть путем использования бикфордова шнура. При отработке этих предварительных операций на 152-миллиметровых снарядов в одном из них произошел взрыв. Очевидно, при высверливании толовой начинки, при касании металлическим сверлом корпуса снаряда возникла искра и толовая пыль взорвалась. Два сапера погибли, а я и капитан Варшавский, к счастью, еще не дошли до места взрыва. Я не пострадал, у капитана оказалось все же легкое ранение лица частицами земли. Оно сплошь покрылось землей с проступившими каплями крови – страшное зрелище, но все обошлось, так как глаза не были затронуты. В конечном итоге описанное выше новшество не было использовано в боевой обстановке – сложно и нет точности при «стрельбе».
     Данциг был взят нашими войсками за несколько дней.

     Примерно в это время вышел приказ Верховного, разрешающий сбор и отсылку на родину приобретенных трофеев – ведь на всей территории Восточной Пруссии и в городах на морском побережье население было фашистами в основной массе эвакуировано, а домашний скарб брошен. Мне удалось кое-что отправить родителям, и они смогли за эти вещи приобрести в Москве нужные продукты, улучшив свое скудное питание. Для себя я отобрал марки из брошенных коллекций и взял хорошие лыжные ботинки, которыми после демобилизации несколько лет пользовался по прямому назначению. Моя непрактичность проявилась в игнорировании большой коллекции серебряных монет и золотых коронок.

10.07.2014 в 14:33

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2024, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: