18 октября 1973 года у них родился сын Сережа.
Я в это время находился в городе Рудном. Там мы купили себе дом. Ездили в тот год на курорт недалеко от озера Иссык-Куль, побывали также на Черном море в пансионате Лоо.
Возвращаясь домой на север, заехали в город Рудный, там жил брат Тани Саша со своей семьей. Много лет не виделись и решили встретиться.
Город Рудный нам понравился, молодой, перспективный. В жилом секторе все дома были плановые, типовые с усадьбами, огородами и надворные постройками. Сараи, бани, гаражи. Земельные участки по 4-6 соток. Отопление в основном центральное, от ТЭЦ. Вода в доме, канализация центральная или внутренняя.
Снабжение в городе было отличное. Продукты в магазинах были в изобилии.
Мы решили себе купить дом. Просмотрели объявления. Нам понравился дом по улице Мира 134. Дом был построен из шлака, а снаружи отделан кирпичом. Крыша покрыта шифером. В доме было три спальни, зал, кухня, прихожая. Отопление и водопровод были подключены к центральной системе. Из надворных построек были два сарая, времянка. Имелся участок на шесть соток, на котором были посажены фруктовые деревья. Двор огорожен высоким деревянным забором с воротами.
Хозяин за дом запросил 7.5 тысяч рублей. Договорились за семь тысяч. Оформили документы и поехали во Фрунзе, чтобы загрузить в контейнер вещи.
Уговорили Анну Устиновну, чтобы она поехала с нами в Рудный, и пожила там один год, пока мы будем работать на Севере.
У меня еще оставался год работы по договору. Мы планировали через год уехать и подыскать жилье где-нибудь в России, поближе к Москве, а остановились в Казахстане. Климат там более подходящий. Зима не такая суровая, как в Сибири или на Севере.
Местность степная. Есть лесопосадки, в которых много летом грибов и ягод. Протекает рядом с городом речка Тобол. До Челябинска и Петропавловска примерно 400-600 км. Областной город Кустанай находится от Рудного в 45 км.
В городе Рудном производится добыча железной руды. Недалеко от города расположены два глубоких карьера, есть шахты.
В 1973 году проводили Виталика в армию. Службу он проходил в городе Хабаровске.
Летом Тане сделали операцию аппендицита. Операция прошла нормально. В конце сентября ее выписали на работу.
Она проработала 15-20 дней. Ей стало плохо. Обратилась к врачу гинекологу. Врач осмотрела ее, не нашла ничего страшного и не выписала больничный лист.
Тане пришлось вновь приступить к работе. Через несколько дней боли усилились, открылось кровотечение, появилась слабость и упадок сил.
В тяжелом состоянии Таню увезли на скорой помощи в поселок Ягодное в районную больницу с диагнозом климакса. Она там пролежала два месяца. Улучшения не было. А когда ее вторично обследовали, то обнаружили заболевание рака матки.
О каком добросовестном отношении врачей можно говорить в данном случае, если не была оказана первая помощь. Ее больную отправили на работу. А в районной больнице два месяца не проводилось обследование.
Здоровье не улучшалось. Ей наоборот становилось все хуже. После районной больницы Таня четыре месяца пролежала в областной больнице в городе Магадане. Делали ей облучение. Не помогло. Два раза оперировали, но было уже поздно. Болезнь оказалась запущенной. Появились метастазы.
Ее выписали из больницы. Дали ей первую группу инвалидности. Пришлось Таню вывозить на материк в Казахстан в город Рудный. Летели с пересадками через Сусуман – Магадан – Свердловск до Кустаная. В Рудный приехали рейсовым автобусом.
Володя с женой остались на севере.
А мне пришлось уволиться с работы, навсегда покинуть Крайний Север, который я полюбил. Природа там очень красивая. Живописные сопки. В лесах много ягод, грибов. Богатая охота на зверей и птиц.
А главное там живут хорошие мужественные работящие люди.
По прибытию в город Рудный у Тани появилось хорошее настроение. С Колымы мы прилетели, считай на юг. 30 мая было тепло. Цвели сады. Люди занимались огородами, высаживали помидоры в грунт.
Радостной была встреча с родными, с матерью и братом Сашей, снохой Екатериной, с племянницами Людой, Надеждой, Леной, а также с домашней обстановкой.
В доме, который мы с ней купили год назад, мечтали пожить после возвращения с севера. Дом нам нравился. Он был большой красивый и благоустроенный. Не надо было ходить за водой с ведрами к уличной колонке. Носить воду на коромысле за километр в летнее и зимнее время.
Наверно, на всю мою жизнь останется в памяти, как Таня несла воду на коромысле зимой. Было очень холодно. Перед самыми воротами надо было ей поскользнуться, и она упала, вода пролилась из ведер. Таня даже заплакала. Такое расстояние пронесла и около дома упала. Пришлось ей второй раз идти за водой.
Вот такие были условия, когда мы жили в Барабинске. Единственная колонка была на восточной стороне города. Люди носили воду на коромыслах, а зимой возили на санках в бочках. А у нас не было даже такой возможности.
Таня умирала на глазах. Очень похудела. Чтобы мы меньше переживали, плакала от невыносимой боли по ночам, днем старалась скрывать свои мучения. Надеялась выздороветь. Мечтала пожить хотя бы пять лет.
Врачи городской больницы посоветовали сделать переливание крови, дали направление в областную больницу в город Кустанай.
Мы Таню отвезли на такси в больницу. Медсестра из приемного отделения приняла ее, и положила в палату.
Володя пошел в магазин за продуктами, чтобы купить что-нибудь Тане на гостинец. Теща Анна Устиновна осталась в больнице, дождаться Володю. Я уехал в город Рудный, так как отпросился от работы на несколько часов, забрав с собой Танину одежду.
Володя купил продукты, пришел в больницу. За это время главный врач больницы, еврейка, устроила скандал, когда узнала, что приняли без ее согласия больную.
Она заставила медицинский персонал перевести Татьяну из палаты в коридор, где даже не было кроватей, стояли одни скамейки. Кричала на Анну Устиновну:
-Забирайте ее отсюда! Привезли, чтобы она здесь умерла! А сами бросите ее, не приедете за ней.
И эти слова она говорила в присутствие Тани, убивая ее своей жестокостью. Разве может такая женщина быть врачом, не имея сострадания и милосердия, сказать такое в глаза смертельно больному человеку?
Анна Устиновна расплакалась, стала умолять врача:
-Во что же я ее одену. Ведь ее одежду увезли.
Что мне свою одежду ей отдать? – она сняла с себя платье, держа его в руках, стояла в ночной сорочке.
Вот какую картину увидел Володя, когда вернулся из магазина.
Он развернулся и пошел снова в магазин, чтобы купить какое-нибудь платье и туфли. Шел по центральной улице, где размещался в то время обком партии. Не знаю, почему он решил вместо магазина сначала зайти в приемную обкома партии. Открыл дверь, его остановил милиционер, казах по национальности.
Володя, дрожащим от волненья голосом, рассказал ему о том, что случилось.
Милиционер выслушал его, поднял трубку и сказал кому-то:
-Здесь стоит посетитель. Он говорит, что его мать выгнали из больницы.
Ему что-то ответили. Милиционер положил трубку и сказал Володе:
-Я передал твою просьбу.
Володя пошел в магазин, чтобы купить платье, но не знал какого размера, пришлось идти ему обратно.
Когда пришел в больницу, главный врач вышла к нему, провела его в палату, где лежала Таня на кровати, рядом сидела Анна Устиновна, вытирая слезы с глаз. Главный врач стала перед ним заискивать:
-Мы поместили твою бабушку в самую лучшую палату. Вы ее родной внук?
Но Таня сама ответила ей:
-Это мой сын.
-Хороший у вас сын.
-Вы что оставляете ее в больнице? – удивленно спросил Володя.
-Конечно, мы ее подлечим всеми возможными средствами. Сделаем ей переливание крови.
-Вы не волнуйтесь, мы заберем маму, как ей только станет легче, - по душевной простоте успокоил врача Володя.
Та улыбнулась снисходительно:
-Я верю.
Попрощавшись с Таней, Володя и Анна Устиновна вышли в город с надеждой, что все уладилось.
Анна Устиновна не могла понять, почему вдруг из коридора Таню снова перевели в палату, а главврач перестала на нее кричать.
Оказывается, в больницу позвонили из обкома партии, отчитали главного врача и заставили ее принять больную. Вот почему она вдруг стала такой доброй.
В больнице Таня пролежала всего одну неделю, мы ее снова увезли в город Рудный.
Володя и Виталик, побыв с матерью, улетели в начале августа.
Таня сама хотела, чтобы они уехали, не желала причинить сыновьям страданий.
Таня прожила в городе Рудном два месяца и 9 дней. Умерла поздним вечером 9 августа 1974 года. Перед смертью очнулась от забытья и спросила:
“Кто здесь?..”
Вторично послали телеграмму Виталику в воинскую часть. А Володю вызывать не стали, думали, что он приехать не успеет. Но его Виталик встретил в аэропорту города Хабаровска, он не успел вылететь в Магадан, так как не было билетов.
Таню похоронили на кладбище в городе Рудном.
Гроб ей сделал родной брат Александр. Мне с работы предоставили бортовую машину. Траурной процессией ехали по улице Мира за город.
На похоронах были родственники: Анна Устиновна, мать Тани, я, наши дети - Володя и Виталик. Саша, ее брат, Физа, ее сестра; Михаил, муж Физы. Племянницы Люда, Надя, Лена, сноха Катя. Также были родственники из Барабинска: тетя Ольга, ее дочь Таня с мужем Анатолием.
Помянули Таню, отдали ей последний долг. Пожелали, чтобы земля была ей пухом и царство небесное.
Уже прошло много лет. Не забываем ее. В родительские дни делаем ей поминки. Ухаживаем за могилкой.
Моя вторая жена Зоя вместе с Анной Устиновной на могиле посадили цветы, поливали их. А когда Анна Устиновна уехала в город Фрунзе, она стала поливать и присматривать за могилой сама.
У Зои на этом кладбище похоронена мать. Мы с ней стараемся. Ежегодно следим за могилками. В летнее время часто приносим живые цветы, отдавая свой долг умершим.