Через несколько дней моя учеба закончилась. На обратном пути решил заехать в город Петропавловск, повидаться со своим дядей Сашей и его женой Верой. Я с ними 16-18 лет не встречался.
Я дал им телеграмму. Дядя Саша меня встретил. Побыл у них два дня. Выехал поездом во Фрунзе.
Дома было все нормально. После выхода на работу, я отчитался перед бухгалтерией за командировочные расходы. Представил документы об окончании учебы.
Начальник МП-60 Свиркин А.И. и главный инженер Кузнецов Ю.М. похвалили меня за мою учебу. Все дисциплины, которые мы проходили на курсах, я сдал на хорошо и отлично.
У меня был большой производственный опыт в строительстве. Начиная от кладовщика, я прошел все основные должности: работал управляющим домоуправления, строймастером, прорабом, начальником стройцеха, инженером части в войсках и начальником планового отдела.
Специальность строителя мне была дана богом. Я очень полюбил эту профессию. Старался отдавать ей все свои силы и знания. По этой профессии проработал более 25 лет.
Я вел гражданские и промышленные объекты в городе Барабинске. Строил жилые дома и подсобные помещения кирпичного завода, а также подстанцию, военный объект ВЧ Москва-Хабаровск.
В Красноярске военный городок для оперативных войск МГБ, жилье для офицеров.
На границе с Монголией в Тувинской автономной республике под моим непосредственным руководством была построена погранзастава с казармой на двадцать человек, жилой трех квартирный дом для офицеров: начальника заставы, его зама и старшины.
После увольнения в запас в 1956 году строил и ремонтировал здания и сооружения промышленные и гражданские. Выполнял ответственные работы по замене изношенных пролетов железнодорожных мостов на железобетонные.
Наш сын Володя устроился помощником бурильщика на нефтеразработки недалеко от города Нижневартовска. Прислал нам письмо, что зарабатывает 200 рублей.
Мы с женой были рады, что неплохо будет, работает и заочно учится, да еще переводы денежные высылает на имя бабушки, так как он ее очень любил.
Не прошло и трех месяцев, как он пишет нам, что, возможно, уедет со своим другом в Норильск, так как там за эту работу платят 300 рублей.
Мы написали ему, что хватит одному и этих денег. Надо только разумно их израсходовать. Нам твоих денег не нужно, хватает своей зарплаты.
Но как-то вечером сидим с младшим сыном Виталием, смотрим телевизор, вдруг открывается дверь, и входит наш северянин Володя и ставит на стол сверток, в котором находились две бутылки спирта.
Я спрашиваю его:
-Что это?
-Это, папа, тебе на лечение. Спирт у вас не продают.
Я ему говорю:
-Спасибо, сынок. А маме с бабушкой что-нибудь купил?
-Нет.
-Плохо. Они могут обидеться. Мне привез, а им нет. Были бы рады, что сын привез подарки. Что случилось? Ты приехал насовсем или на побывку?
-Я взял отпуск на десять дней без содержания, чтобы повидаться с Носовым. От вас получил письмо, где вы пишите, что его осенью забирают в армию.
-Это осенью, а сейчас еще лето, июль месяц. В армию призывают обычно в ноябре. Ты преждевременно перестарался. Ну, ладно. По тебе мать и бабушка соскучились, не видели тебя более года. Немного отдохнешь. С Вовкой, а также с остальными друзьями школьными повидаешься и с братьями близнецами Александром и Сергеем Корякинами.
Мы не догадывались, что основная причина неожиданного появления нашего сына во Фрунзе было его желание встретиться со школьной подругой, его первой любовью Татьяной Загоруйко, по которой он сильно скучал. В то время она жила в Тернопольском переулке, дом 9.
За десять дней он с ней встретился только один раз. На встречу пришел вместе со своим другом Сергеем Корякиным.
Мать Татьяны разрешила ей поговорить с ними, но не надолго, минут десять, так как его бывшая подруга Татьяна в то время была замужем.
Десять дней пролетели быстро. Мы его собрали в дорогу. Бабушка набрала ему разных фруктов, яблок, винограда и арбуз купили.
Володя взял с собой гитару. Проводили его на аэродром.
Он полетел самолетом до места назначения. Сначала до Новосибирска, а дальше маленьким самолетом АН-2 до города Нижневартовска
Как рассказывал потом Володя, при посадке самолета АН-2 он вышел по ошибке раньше в каком-то городке, не долетев до Нижневартовска. Пришлось ему одну ночь ночевать в гостинице, а на следующий день лететь до места назначения. Можно было, конечно, плыть по реке, но он бы тогда опоздал на работу.
Прошло время месяц, а может меньше, мы получаем от него письмо уже из города Норильска. Пишет нам, что работает в фундаментстрое. Первоначально их оформили по специальности землекопов, копали вручную фундаменты для зданий, затем перевели на ударно-канатный станок помощниками бурильщиков.
Работали на проходке скважин в вечной мерзлоте, чтобы установить сваи для промышленных зданий металлургического завода. Платили им по 150-200 рублей. В общем, выгадали.
Конечно, можно их понять, они меняли место работы и жительства не из-за денег, им хотелось посмотреть север, звала на новые места романтика.
Даже в их планах первоначально был не Норильск, а уехать в тайгу с бригадой куда-нибудь в глушь Тюменской области, чтобы шишковать, заготавливать кедровые орехи, охотиться и жить в лесу.
После моего возвращения с периферии на базу я потерял в заплате где-то 80 рублей. Таню это не устраивало. Она привыкла, что я получал 225-250 рублей.
А тут еще одна женщина приехала с Колымы, устроилась в Таниной организации.
Таня поинтересовалась:
-Как там живут северяне? Как с работой, зарплатой и снабжением?
Она ей все обсказала:
-Условия жизни не плохие. Работой обеспечены. Зарплата нормальная. Платят северные 70% к основной зарплате и льготы 10% за отработанный стаж. Снабжение хорошее. Все есть из продуктов. Так что если есть желание, можете поехать.
С 1 января 1968 года выходит новый указ о льготах. Будут заключать договора на три года. Конечно лето короткое, а зима длинная и суровая до 55-60 градусов мороза. Но жить можно. В жилых домах и производственных помещениях водяное отопление. Работают магазины.
Таня пришла домой и рассказала мне. Начала меня обрабатывать:
-Давай поедем. Мы были с собой на западе, на юге Кавказа в Нальчике, Кисловодске, Пятигорске, но еще не были на севере и на Дальнем Востоке. Давай рискнем. Володя тоже уже на севере. А Виталика с собой заберем, он там будет учиться. Квартиру забронируем. Оставив в ней маму. С ней останется Физа и Михаил. Если что с мамой произойдет, они всегда ей помогут.
Я подумал, может быть и в правду поехать, пока еще не старые. Возможно, мне будет лучше на северном морозном воздухе. Буду больше есть ягод, бруснику, клюкву. Кислотность подниму.
И так мы порешили с Татьяной, что я поеду один, поживу там, устроюсь на работу, получу жилье, затем ее с Виталиком вызову.
Нашел себе напарника Сашу, брата соседки по квартире, который тоже собирался поехать на север поработать. Он по специальности был бульдозерист.