5 декабря.
Пишу на чердаке, здесь минус шесть. Надел пальто и перчатки и пишу. Есть о чем.
Во-первых, насчет Ростова. Уже давно ходят слухи, что там была каша, в результате которой немцы хорошо получили по шапке и из Ростова смотались. Вчера прочитал в газете заметку, что-то вроде «Событие, не встречавшееся с начала войны». В ней с возмущением сообщается, что, когда доблестная германская армия вступила в Ростов, на нее с тыла напало вооруженное мирное население. В результате этого предательского нападения немецкие части вынуждены были оставить Ростов. Представляю, что там делалось, если даже немцам пришлось сообщить об этом факте. В результате, немецкое командование отдало приказ стрелять в мирное население.
Действительно, «событие, не встречавшееся с начала войны»: первая крупная победа, первый освобождённый большой город, первая угроза окружения немецких дивизий. Ничего этого мы тогда не знали: гитлеровская пропаганда свела всё к «предательскому нападению вооружённого мирного населения»; таков был первый опыт объяснения поражений вермахта на Востоке.
Но это не все. Позавчера было опубликовано воззвание гебитскомиссара, в котором он объявляет, что «вынужден был издать в Почаевском районе строгий но справедливый приговор», в результате чего 80 человек расстреляны за коммунистическую деятельность. Сегодня в городе висят огромные объявления приблизительно такого содержания: « Кто выдаст врага или вредителя германского народного хозяйства, врага Украины (при чем тут Украина, не знаю), тот будет награжден премией в 1000 рублей; премия может быть по желанию выдана натурой. Фамилия осведомителя будет сохранена в глубочайшей тайне». Знают, как обращаться с местным гадом. Такой готов за килограмм сахара родного отца выдать.
Со вчерашнего дня хожу на урок математики и физики. Как будто все. Замерз как сукин сын!