authors

1493
 

events

205828
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Svetlana_Blinova » Уголок Дурова - моя первая работа

Уголок Дурова - моя первая работа

26.10.1951
Москва, Московская, Россия

Цирковая династия Дуровых была основана 145 лет назад. Основатель "Уголка", Вла­димир Леонидович Дуров, воспитывался в старой дворянской семье. Его с младшим братом Анатолием готовили к военной карьере, но они увлекались акробатикой, клоунами в балага­нах, потом бежали в Тверь в известный бродячий цирк Ринальдо и осваивали там все цирко­вые профессии. Им казалось, что именно здесь в окружении народа живёт свобода духа и душа земли, где они родились. В пику презрительному отношению высшего света и дворян­ства к артистам цирка как к шутам, братья говорили о себе: "Мы не шуты королей, а Короли шутов".

Мечтой Дурова было построить собственный дом для зверей, поселить их там, на­блюдать, лечить, учить и показывать их искусство. И ему это удалось. В Москве на ул. Старая Божедомка (с 1927 г. - ул. Дурова) он покупает старинный дом с садом и конюшней и в 1912 г. открывает "Уголок Дурова" - учреждение, подобного которому не было в мире. Здесь были и Театр зверей, и научная лаборатория, где разрабатывались приёмы дрессуры, отличные от общепринятых, читались лекции о психологии животных, и был создан естественнонаучный музей.

Основными отличиями метода дрессуры животных были отказ от болевого насилия и использование метода лакомства и ласки. "Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна". Это были главные установки Дурова.

Владимир Леонидович был очень одарённым человеком не только в дрессуре, но и в музыке, живописи, литературе и скульптуре. В доме его бывали Эренбург, Качалов, Стани­славский, Мейерхольд, Чехов, Гиляровский, Есенин, Саша Чёрный, пели Собинов и Шаля­пин. В гостиной часто проводились рисовальные вечера. Среди гостей был и Ватагин - пер­вый русский художник-анималист.

Я попала в "Уголок" в конце 1951 г. - не в лучшие для всей страны скудные и голодные послевоенные годы, период выживания. Летом часть животных содержалась в саду, зимой - в большом полуподвальном помещении, где на отгороженной площади жила сло­ниха Пунчи, десятка два разных зверей в клетках (волк, гиена, шакал, лиса, енотовидная со­бака и т.п. - уже не помню). Более мелкие и привилегированные "артисты" жили на втором и третьем этажах, кто-то прямо в комнатах с людьми.

Сначала моё рабочее место было в Научном отделе, и моей обязанностью было при­сутствовать на занятиях с животными и вести подробные протоколы их поведения на "уро­ках". Потом мне стали поручать водить экскурсии по "Уголку", рассказывать о животных, по­казывать отдельные номера, в частности, как слониха Пунчи делает стойку на передних и задних ногах (она меня слушалась!). После этого гостей провожали в Театр зверей. Там вы­ступали медвежонок, собаки и др. Были отдельные сценки, где енот-полоскун стирал бельё, а шалунья-собачка опять пачкала его. И знаменитая мышиная железная дорога, где мыши-пас­сажиры выглядывают из окон вагона, а "машинист" по сигналу трогает или останавливает поезд. (Позже в эту сценку были включены и другие артисты).

Я проработала в Уголке всего четыре месяца. В это время туда привезли трёх пингви­нов, и только я размечталась поработать с ними, как вместо обещанной с 1-го января штат­ной единицы научного сотрудника грянуло очередное сокращение штатов. Оказалось, что я работала на временно пустовавшей единице и числилась как дрессировщик хищных зверей!!! Рррр! Не шутите со мной!

Сейчас Уголок получил дополнительное помещение. Значительно расширился со­став артистов и дрессировщиков. Работают уже две сцены, музей. Развиваются научные связи с Дарвиновским музеем и институтами Академии наук; в плане возвести океанарий и науч­ный зоопсихологический комплекс. Вот бы мне в следующей жизни попасть туда!

 

Следующие полтора месяца я безуспешно искала работу, связанную с поведением и нервной деятельностью животных и человека, писала во все известные места, где этим зани­мались, готова была уехать и на Дальний Восток, и в Сухуми, и куда угодно, но - увы! Я очень тяжело переживала безработицу и, в конце концов, вынуждена была согласиться на работу в городской станции юных натуралистов в качестве педагога-руководителя зоо-отдела. (Я с дет­ства категорически не хотела быть ни педагогом, ни врачом!) 

19.02.2014 в 11:03

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: