authors

1657
 

events

231613
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Anna_Dostoewskaya » Снова Дрезден - 3

Снова Дрезден - 3

15.12.1869
Дрезден, Германия, Германия

   Зимою 1869/70 года Федор Михайлович был занят составлением нового романа, который хотел назвать "Житие великого грешника". Это произведение, по мысли мужа, должно было состоять из пяти больших повестей (каждая листов в пятнадцать), причем каждая повесть составляла бы самостоятельное произведение, которое можно было бы напечатать в журнале или издать отдельно книгой. Во всех пяти повестях Федор Михайлович предполагал провести тот важный и мучительный вопрос, которым он болел всю свою жизнь -- именно вопрос о существовании бога[1]. Действие в первой повести должно было происходить в сороковых годах прошлого столетия, и материал ее, и типы тогдашнего времени были для Федора Михайловича настолько ясны и знакомы, что он мог писать эту повесть и продолжая жить за границей. Эту-то повесть муж и хотел поместить в "Заре". Но для второй повести, действие которой происходит в монастыре, Федору Михайловичу уже необходимо было бы вернуться в Россию. Во второй повести муж предполагал главным героем выставить святителя Тихона Задонского[2], конечно, под другим именем. Федор Михайлович возлагал большие надежды на предполагаемый роман и смотрел на него как на завершение своей литературной деятельности. Это его предвидение впоследствии оправдалось, так как многие герои задуманного романа вошли потом в роман "Братья Карамазовы". Но тогда мужу не удалось исполнить своего намерения[3], так как его увлекла другая тема, о которой он писал Н. Н. Страхову: "На вещь, которую теперь пишу в "Русский вестник", я сильно надеюсь, но не с художественной, а с тенденциозной стороны: хочется высказать несколько мыслей, хотя бы погибла при этом моя художественность, но меня увлекает накопившееся в уме и в сердце; пусть выйдет хоть памфлет, но я выскажусь" {"Биография и письма", стр. 288. {Прим. А. Г. Достоевской.)[4]}.

   Это был роман "Бесы", появившийся в 1871 году[5]. На возникновение новой темы повлиял приезд моего брата[6]. Дело в том, что Федор Михайлович, читавший разные иностранные газеты (в них печаталось многое, что не появлялось в русских), пришел к заключению, что в Петровской земледельческой академии в самом непродолжительном времени возникнут политические волнения[7]. Опасаясь, что мой брат, по молодости и бесхарактерности, может принять в них деятельное участие, муж уговорил мою мать вызвать сына погостить у нас в Дрездене. Приездом моего брата Федор Михайлович рассчитывал утешить как меня, уже начавшую тосковать по родине, так и мою мать, которая уже два года жила за границей (то с детьми моей сестры, то выезжая к нам) и очень соскучилась по сыну. Брат мой всегда мечтал о поездке за границу; он воспользовался вакациями и приехал к нам. Федор Михайлович, всегда симпатизировавший брату, интересовался его занятиями, его знакомствами и вообще бытом и настроением студенческого мира. Брат мой подробно и с увлечением рассказывал. Тут-то и возникла у Федора Михайловича мысль в одной из своих повестей изобразить тогдашнее политическое движение и одним из главных героев взять студента Иванова (под фамилией Шатова), впоследствии убитого Нечаевым[8]. О студенте Иванове мой брат говорил как об умном и выдающемся по своему твердому характеру человеке и коренным образом изменившем свои прежние убеждения. И как глубоко был потрясен мой брат, узнав потом из газет об убийстве студента Иванова, к которому он чувствовал искреннюю привязанность! Описание парка Петровской академии и грота, где был убит Иванов, было взято Федором Михайловичем со слов моего брата[9].

   Добавлю, что приезд моего брата в Дрезден оказался капитальным событием в его жизни: среди членов русского общества он встретил девицу, сделавшуюся через год его женой.

   Хотя материал для нового романа был взят из действительности, тем не менее мужу было необыкновенно трудно его написать. По обыкновению, Федор Михайлович был недоволен своей работой, много раз переделывал и листов пятнадцать уничтожил[10]. Тенденционный роман был, очевидно, не в духе его творчества.

 



[1] Анна Григорьевна пересказывает письмо Достоевского к А. Н. Майкову от 25 марта (6 апреля) 1870 г. Ср.: "Общее название романа есть: Житие великого грешника, но каждая повесть будет носить название отдельно. Главный вопрос, который проведется во всех частях, -- тот самый, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь -- существование божие..." (Письма, II, 263).

[2] В письме к А. Н. Майкову от 25 марта (6 апреля) 1870 г. Достоевский пишет: "Хочу выставить во 2-й повести главной фигурой Тихона Задонского <...> Авось выведу величавую, положительную, святую фигуру <...> Почем мы знаем: может быть, именно Тихон-то и составляет наш русский положительный тип, который ищет наша литература..." (Письма, II, 264). Тихон Задонский, в мире Тимофей Савельевич Кириллов, сын бедного дьячка Валдайского уезда Новгородской губернии, учился в Новгородской семинарии и был оставлен при ней учителем, затем был ректором Тверской семинарии, а с 1763 г. -- Воронежский епископ. В 1767 г. он поселился в Задонском монастыре. II здесь до самой смерти старый, немощный телом, но сильный духом Тихон Задонский явил пример глубочайшей деятельной любви к человеку; благотворительствовал, просвещал людей, ухаживал за больными, писал религиозно-нравственные сочинения (собрание духовных писаний Тихона Задонского выдержало 5 изданий: первое в 1825-1826 гг., в 15 частях, 5 изд. в 1889 г.). Вероятно, в начале 60-х годов, если еще не в Сибири, Достоевский заинтересовался его сочинениями и жизнью. В "Дневнике писателя" за 1876 г. Достоевский рекомендует, читать всем, желающим познать душу русского народа, творения Тихона Задонского: "А кстати: многие ли знают про Тихона Задонского? Зачем это так совсем не знать и совсем дать себе слово не читать? Некогда, что ли? Поверьте, господа, что вы, к удивлению вашему, узнали бы прекрасные вещи" (Достоевский, 1926-1930, XI, 184-185). Жизнь и творения Тихона Задонского оказали влияние на создание образов "старцев" у Достоевского: Тихона в неосуществленном замысле "Жития великого грешника", Тихона в "Бесах", Макара Долгорукова в "Подростке", Зосимы в "Братьях Карамазовых" (см. Р. В. Плетнев, Сердцем мудрые (О "старцах" у Достоевского) -- в кн.: "О Достоевском". Сборник статей под ред. А. Л. Бема, т. II, Прага, 1933, стр. 73-92).

[3] В письмах к Н. Н. Страхову от 24 марта (5 апреля) 1870 г. и А. Н. Майкову от 25 марта (6 апреля) 1870 г. Достоевский подробно излагает план романа "Житие великого грешника" (Письма, II, 258, 263-264). Достоевский придавал этому роману значение исповеди, творческого итога: "Это будет мой последний роман" (Письма, II, 263). Из писем к Н. Н. Страхову и А. Н. Майкову видно, что работа над "Житием великого грешника" ведется параллельно с романом "Бесы" (см. также "Записные тетради Ф. М. Достоевского", М. -- Л. 1935). Постепенно замысел "Жития" вытесняется "Бесами", правда, писатель еще твердо вериг, что сразу же после окончания "Бесов" он приступит к работе над "Житием". Но Достоевский так и не осуществил своего намерения написать "Житие великого грешника" (см. П. Бродский, Угасший замысел -- в кн.: Документы, 47-59; П. Бицилли, Почему Достоевский не написал "Жития великого грешника"? -- в кн.: "О Достоевском", сборник статей под ред. А. Л. Бема, т. II, Прага, 1933, стр. 25-30; А. Долинин, Последние романы Достоевского. Как создавались "Подросток" и "Братья Карамазовы" (М.-Л. 1963).

[4] Письмо Н. Н. Страхову от 24 марта (5 апреля) 1870 г. -- Письма, И, 257.

[5] Роман "Бесы" опубликован в NoNo 1, 2, 4, 7, 9-11 за 1871 г. и в NoNo 11 и 12 за 1872 г. журнала "Русский вестник".

[6] Из письма Достоевского к С. А. Ивановой от 14(26) декабря 1869 г. видно, что брат Анны Григорьевны -- Иван Григорьевич Сниткин, студент Петровской сельскохозяйственной академии, приехал в Дрезден в середине октября 1869 года (Письма, II, 240).

[7] Действительно, многие иностранные, а особенно немецкие газеты ("Kolnische Zeitung", "Al'gemeine Zeitung", "Neue Preussische Zeitung") писали в это время о якобы существовавшей в России широко разветвленной сети заговорщических организаций и о скором восстании (подробнее об этом см. в статье Ф. Евнипа "Роман "Бесы" -- в сб. "Творчество Достоевского", М. 1959), по о том, что Достоевский предвидел, где именно должны начаться волнения (в Петровской академии), сведений в других источниках, кроме воспоминаний А. Г. Достоевской, нет.

[8] Сюжет "Бесов" тесно связан с конкретным фактом -- убийством под Москвой 21 ноября 1869 года слушателя Петровской сельскохозяйственной академии И. Иванова, члена тайного общества "Народная расправа". Убийство было совершено организатором "Народной расправы" С. Г. Нечаевым при участии членов ее -- П. Успенского, А. Кузнецова, И. Прыжова, Н. Николаева. Нечаев послужил прототипом образа Петра Верховенского в "Бесах". Вероятно, Достоевскому были известны составленные Нечаевым анархистские "Общие правила организации", так как действия Петра Верховенского -- фанатическое следование нечаевским "правилам" (см. об этом -- Письма, II, 483-485); подробнее о конкретно-исторической основе романа см.: "Записные тетради Ф. М. Достоевского" (М.-Л. 1935); А. Успенская, Воспоминания шестидесятницы. -- "Былое", 1922, No 18; В. Розенблат, К пересмотру некоторых литературных ценностей (Об отношении к роману "Бесы"), -- "Русская литература", 1965, No 3.

[9] См. описание парка и грота в третьей части "Бесов", гл. 6: "Многотрудная ночь" -- Достоезский, 1956-1958, VII, 621-622. Замысел "Бесов" не сводится только к "нечаевскому делу". Творческая история "Бесов" прошла ряд этапов. Она в равной мере связана как с неосуществленными замыслами. "Жития великою грешника", "Атеизма", так и с "нечаевским делом". Как подчеркивает сам Достоевский в письме к М. Н. Каткову от 8/20 октября 1870 г., процесс Нечаева послужил лишь еще одним фактом, которым он воспользовался для подтверждения своих идей (Письма, II, 288).

[10] О своей работе над "Бесами" Достоевский писал II. II. Страхову 2/14 декабря 1870 г.: "Весь год я только рвал и переиначивал. Я исписал такие груды бумаги, что потерял даже систему для справок с записанным. Не менее 10 раз я изменял весь план и писал всю первую часть снова" (Письма, II, 298). О творческой истории романа "Бесы" см.: "Записные тетради Ф. М. Достоевского" (М.-Л. 1935); Н. Л. Бродский, Творческая история романа "Бесы" -- в кн.: "Свисток", кн. I, M. 1922, стр. 83-119; Г. Чу л ков, Как работал Достоевский, М. 1939, стр. 198-239.

21.06.2016 в 17:18

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2026, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: