authors

1657
 

events

231613
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Anna_Dostoewskaya » Снова Дрезден - 1

Снова Дрезден - 1

14.09.1869
Дрезден, Германия, Германия

   Переезд из Венеции в Триест на пароходе был чрезвычайно бурный; Федор Михайлович за меня очень тревожился и не отходил ни на шаг, но, к счастию, все обошлось благополучно. Затем мы остановились на два дня в Вене и только после десятидневного путешествия добрались до Праги. Здесь нас ожидало большое разочарование: оказалось, в те времена существовали меблированные комнаты только для одиноких и совсем не было меблированных комнат для семейств, то есть более спокойных и удобных. Чтоб остаться в Праге, приходилось нанимать квартиру, платить за полгода вперед и, кроме того, обзаводиться мебелью и всем хозяйством. Это было нам не по средствам, и после трехдневных поисков мы, к большому нашему сожалению, должны были оставить Золотую Прагу, которая нам успела за эти дни очень понравиться. Так рушились мечты моего мужа завязать сношения с деятелями славянского мира. Нам ничего не оставалось более, как основаться в Дрездене, условия жизни в котором нам были известны. И вот в начале августа мы приехали в Дрезден и наняли три меблированные комнаты (моя мать опять приехала ко времени моего разрешения от бремени) в английской части города (Englischer Viertel) в Victoriastrafie, No 5. В этом-то доме 14 сентября 1869 года и произошло счастливое семейное событие -- рождение нашей второй дочери -- Любови[1]. В чрезвычайном счастии Федор Михайлович, извещая А. Н. Майкова и приглашая его в крестные отцы, писал: "Три дня назад родилась у меня дочь, Любовь. Все обошлось благополучно, и ребенок большой, здоровый и красавица" {"Биография н письма", стр. 206. (Прим. А. Г. Достоевской.)[2]}. Конечно, только глаза влюбленного и восторженного отца могли в розовом комочке мяса увидать "красавицу".

   С появлением на свет ребенка счастье снова засияло в нашей семье. Федор Михайлович был необыкновенно нежен к своей дочке, возился с нею, сам купал, носил на руках, убаюкивал и чувствовал себя настолько счастливым, что писал Н. Н. Страхову: "Ах, зачем вы не женаты, и зачем у вас нет ребенка, многоуважаемый Николай Николаевич. Клянусь вам, что в этом 3/4 счастья жизненного, а в остальном разве одна четверть" {Idem, стр. 287. (Прим. А. Г. Достоевской.)[3]}.

   Крестным отцом и на этот раз был А. Н. Майков, а крестного матерью муж мой избрал свою любимую сестру, В. М. Иванову. Заместительницею была моя мама. Крестины состоялись только в декабре: сначала я хворала, а затем священник дрезденской церкви уехал по делам в Петербург.



[1] Дочь писателя -- Любовь Федоровна впоследствии стала беллетристкой, автором романов "Адвокатка", "Эмигрантка" и сборника рассказов "Больные девушки". В 1913 г. выехала за границу и больше в Россию уже не возвращалась. За границей жила литературным трудом и издала на немецком языке свои воспоминания об отце под названием "Dostojewski, gcschildert von seiner Tochter" (Munchen, 1920). В русском переводе под ред. А. Г. Горнфельда эта книга вышла в сокращенном виде под названием "Достоевский в изображении его дочери" (М.-Пг. ГИЗ, 1922). Книгу Л. Ф. Достоевской нельзя назвать мемуарной в точном смысле этого слова: ведь когда умер ее отец, ей было всего 11 лет. Поэтому Любовь Федоровна и озаглавила свою книгу "Достоевский в изображении его дочери". В тех случаях, когда автор мемуаров строго придерживается "в изображении" Достоевского документальных фактов, семейных преданий, мемуаров современников и, что самое важное, запомнившихся ей рассказов отца и матери, -- тогда это "изображение" достоверно. Однако там, где мемуаристка сознательно извращает известные факты из жизни Достоевского, -- там ее книга приобретает явно тенденциозный характер. Например, вопреки очевидным фактам и документам, Любовь Федоровна настойчиво утверждает, что ее отец был не русского, а нормаyо-литовского происхождения. Вероятно, это объясняется тем, что такая "генеология" рода Достоевского давала возможность его дочери говорить о потомственном дворянстве, что больше и превыше всего ценилось в той эмигрантской среде, где находилась Любовь Федоровна в 1920-е годы. Вольное обхождение с фактами, несомненная тенденциозность -- основной недостаток мемуаров Л. Ф. Достоевской -- и в этом коренное отличие воспоминаний дочери от мемуаров А. Г. Достоевской, основанных на строго документальной и фактической основе.

[2] Неточная цитата из письма к А. Н. Майкову от 17 (29) сентября 1869 г. -- Письма, II, 211.

[3] Из письма к Н. Н. Страхову от 26 февраля (10 марта) 1870 г. -- Письма, II, 256.

21.06.2016 в 16:36

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2026, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: