authors

1493
 

events

205694
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Konstantin_Serafimov » Все еще 14 декабря, или уже 15-е? - 6

Все еще 14 декабря, или уже 15-е? - 6

15.12.1988
Гюмри, Ленинаканская, Армения
Чулочно-носочная фабрика.

Временно нас определяют на ночлег в здание с остановившимися часами - чулочно-носочная фабрика на центральной площади Ленина. Эти остановившиеся часы стали символом Армянской трагедии.

 

Что ж, фабрика так фабрика, и это кое-что. Разгружаемся на площади под часами. У уцелевших ворот автоматчики. Зачем? С трудом достучались в освещенные двери административного корпуса. Там уже расположилась какая-то бригада.  Осматриваем наше временное жилище. Временное? Нет ничего более постоянного, чем временное. В кабинетах и коридорах все разгромлено, но стены и перекрытия устояли. Будем ночевать. Страшно, но тепло. Тепло, но... страшно.

 

Сергей Хардиков:

"Время 00-45. Помещение административного корпуса чулочно-носочного объединения. Однако, страшно. Бардак дикий. Как в Петрограде в 1918 году. Все загажено, разбито, улицы завалены пустыми бутылками. Второй день как появился свет и в 2 местах стали работать колонки с водой. До этого умывались минеральной водой (потому в изобилии стеклотара)".

 

 

Пока заносим в дом снаряжение, встречаем на улице ленинградских спелеологов, возвращающихся с работы. Узнаем своих по налобным фонарям на касках. Не верю глазам: передо мной улыбается бывший начальник туристской контрольно-спасательной службы города  Чимкента Коля Журавский. Вот так встреча! Последний раз мы виделись шесть лет назад во время нашей экспедиции в Улучурскую пропасть под Чимкентом. Обнимаемся:

- Когда прилетели?

- На третий день.

- А мы вот только. Как работаете? С кем?

- Сами. Руководства нет. Здесь вообще страшный бардак.

 

Да, первые сведения удручающие.

Ленинградцы стоят в палатках на стадионе. Так безопаснее. Только бы наша халабуда не завалилась!

 

Сергей Хардиков:

"Встретили группу из Ленинграда. Они поведали, что сырую воду пить нельзя. Ожидается вспышка холеры, дизентерии, гепатита. Потихоньку бродит СПИД - в городе наплыв  валютных проституток. Они обосновались на стадионе за трибунами.

Ленинградцы сразу предупредили, чтоб на местных жителей внимания не обращали. Ты разгребаешь развалины, а они из-под руки выхватывают вещи, трясут ковры и т.д. Как найдешь труп, начинают визжать, оплакивая родственников. Много мародеров, выбивают золотые зубы у мертвых, отрезают пальцы, чтобы снять кольца.

По городу ходят вооруженные патрули".

 

 Действительно, патруль на улице предупреждает, чтобы следили за мародерами. Говорят, был приказ расстреливать на месте, но стреляют, вроде бы, только десантники. А что же остальные?

 

Подходим к рабочим, разбирающим завалы цехов на территории фабрики.  Здесь завалило всю дневную смену более 500 человек. Мертвенный в ночи свет прожекторов. Рассказывают, что трясло минуты четыре, но рухнуло сразу, секунды через три. Уцелели только те, кто оказался на улице и в управлении.

Нам говорят, что воды нет, что только вчера стали завозить газеты и что от этих газет местный народ горько смеется. В отличие от прессы, здесь нет героики, нет снабжения.

 

Есть беспорядок.

25.09.2013 в 15:46

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: