18.00. Аварийно-спасательный отряд в сборе, подана по телефону заявка в Обком партии на вылет в район землетрясения. Уточняем детали снаряжения и жизнеобеспечения. Ответа на заявку нет.
* * *
Мы узнали об Армянском землетрясении по телевизору. В то время не было принято извещать народ о стихийных бедствиях и катастрофах на нашей земле. Нам сообщали о наводнениях в Латинской Америке и цунами в Японии, о землетрясении в Мексике и извержениях вулканов в Новой Зеландии. Но на нашей одной шестой части суши все было "прекрасно". Ничего не случалось. Не падали самолеты, не сходили с рельсов поезда, не взрывались заводы. Нам, народу, не положено было знать об этом. Так же как и о войнах, которые по всему свету вели ограниченные контингенты наших доблестных советских войск.
Но Армянская катастрофа взорвала привычный устоявшийся покой. Ее нельзя было скрыть. И мы узнали.
И тогда в моей маленькой квартире на Набережной Иртыша мы собирались перед экраном телевизора, откуда почерневшие от горя люди взывали о помощи, о необходимости привлечения к работам квалифицированных специалистов для спасательных работ в завалах разрушенных городов и мы поверили, что действительно нужны. Мы немедленно заявили о своей готовности, бросив все, вылететь в район землетрясения.
Сергей Хардиков:
"Вот уже вторые сутки, как мы "летим" в Армению, сидя на мешках и ящиках.
Пока есть время, вкратце, как все это началось.
В субботу вечером (10.12.88) мы собрались у Шефа побухтеть о его поездке Москва-Симферополь-Москва-София. За два месяца у Кости скопилось достаточное количество интересной информации. Он был на семинаре спасателей в Болгарии. Посмотрели кучу болгарских, итальянских и пр. проспектов по спелео и горной технике. Попили, поели. Посмотрели по ТВ репортаж из Армении, и тут Шеф изрек:
- Мужики, а как вы относитесь к армянским событиям?
- Сурово.
- А как вы считаете, мы можем быть там полезны? При наших навыках и умении?
- В принципе - да.
- А не поехать ли нам в Армению?
- Да можно, в общем-то, только согласовать с производством.
Пустили по кругу листок - каждый записал свои специальности. Получилось довольно солидно. Тут как раз позвонил Бессергенев из Белоусовки. Перетерли это дело. У Дмитрича нет проблем, только уладить в школе. Завтра в 11 он в У-К. Перешли от абстрактных разговоров к конкретным. Кто, что, как и т.д. Прикинули, что оптимальное количество - 12 человек. Лена Тычина принялась составлять раскладку продуктов на 14 дней. Шеф сел на телефон, узнал номер штаба помощи пострадавшим от землетрясения. Завтра в 9-00 он идет в Обком партии, где этот штаб находится. Потом сбор у него".