Занимаясь интересной работой, осваивая азы садоводства и огородничества, имея при этом ещё 250 рублей пенсии (по тем временам), можно было бы спокойно и интересно жить, учитывая, конечно, возрастные болячки.
Но произошла трагедия – развалился Советский Союз. Для жителей Ленинграда или центра России это вроде бы и не страшно. Но для нас, в Севастополе, это стало бедой. Мы оказались в отрыве от корней, от Родины. Больно наблюдать за сокращением когда-то сильного флота, за его упадком.
Не могу согласиться с насильственной украинизацией. Уважаю украинцев. Хотят самостийности? Ради Бога! Пусть будут счастливы.
Но при чём тут город русской военной славы Севастополь?
Мне кажется, что все беды – от самостийности. Отключение электричества и газа, отсутствие горячей воды, перебои с отоплением, нищенские пенсии (у жены 150 гривен = 882 рубля), безработица молодых, отрыв от родных – всего этого можно было бы избежать или смягчить затруднения, если бы существовал Союз.
Сознание того, что Севастополь и Черноморский флот оказались России,. её правительству не нужны – угнетает. Надеюсь, что когда-нибудь всё нормализуется. Но, как писал Некрасов, «жаль только – жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе»…
В 1990 году я получил Знак и удостоверение «Житель блокадного Ленинграда», а вместе с ними льготы участника Великой Отечественной войны . Благодаря льготам я получил возможность раз в один-два года бывать в Ленинграде, имея бесплатный проезд. Пригодилось моё участие в боевом тралении. В связи с этим по закону Украины я стал участником боевых действий с соответствующими льготами.