В январе 1920 года накануне дня своего одиннадцатилетия умер от дифтерита старший брат Володя. Умирал он в сознании, перед смертью сказал:
- Так хотелось бы ещё пожить. Похоронили Володю на Новодевичьем кладбище, там тогда был фамильный склеп Бутурлиных. Вскоре заболела мама. Бабушка Варя была знакома со знаменитым детским врачом Сперанским. Он осмотрел маму и сказал: - Варвара Александровна, у Оли туберкулёз костей. В нынешних условиях она не выживет, а если и выживет, то станет горбатой. Вы её не покормите несколько дней, она сама умрёт, другим детям больше еды достанется. Иначе, если и выживет, вы с ней будете мучиться всю жизнь.
Конечно, бабушка не могла последовать совету этого доктора. Наоборот, лучшие куски давали Оле. Почти всю свою еду отдавала маме её бабушка Елизавета Михайловна Бутурлина. В конце 1920 года она умерла. Сказалось долгое недоедание.
Вопреки предсказаниям Сперанского, мама не только выжила, но и никакого горба у неё не образовалось. Наоборот, она и в девяносто лет удивляла всех своей прямой спиной. Крестовоздвиженский переулок упирается в Знаменку. Там в здании бывшего Александровского юнкерского училища располагался Реввоенсовет. У красноармейцев, охранявших здание, в караулке стоял титан - большой бак, в котором вечно кипела вода. Мама помнит, что девочками они бегали туда за кипятком.