9 марта
Мы узнали, что военный и морской министр Гучков по постановлению Временного правительства отменил приказ № 1 Петроградского Совета. Увы! Опоздал. Легче повернуть Волгу вспять, чем отобрать назад у солдат то, что им дала революция. Поэтому отмена приказа № 1 явилась формальным актом и никак не могла быть проведена в жизнь. С этой отменой попросту никто не хотел считаться, разве что кадровые офицеры да лица вроде Мякинина.
Все осталось по-прежнему. Временное правительство доказало свое бессилие и свою непопулярность среди народа, одетого в военное обмундирование, - среди солдат и большинства офицеров военного времени.
Объявленное 11 марта обращение Временного правительства к армии вызвало бурю негодования [Очевидно, имеется в виду воззвание Временного правительства к армии от 9 марта 1917 года, подписанное военным и морским министром Гучковым. В этом воззвании, направленном против революционного движения, говорилось: «Объединяйтесь все около Временного правительства, веря, что оно положит все силы на вашу защиту. В столице отдельные группы продолжают сеять раздор, связывая решения Временного правительства и препятствуя их проведению в жизнь... Не слушайтесь сеющих рознь. Много немецких шпионов, скрываясь под серой солдатской шинелью, мутят и волнуют вашу среду». 11 марта большевистская «Правда» заявила, что это выступление Временного правительства является не чем иным, как нападением на Совет рабочих и солдатских депутатов. В частях Петроградского гарнизона начались митинги протеста. С фронта в Петроградский Совет стали прибывать делегации солдат, настойчиво требовавшие принятия мер против наступления генералов. (См. История гражданской войны в СССР. Том 1. М., 1936, стр. 143-144.)] . Это еще раз подтвердило, что пути Временного правительства и народа расходятся в диаметрально противоположных направлениях и нет ни сил, ни средств, чтобы сделать их сходящимися: они могут сойтись лишь как две противоборствующие стороны.