Прогулка по выставке значительно облегчает наши карманы; витрины щеголяют одна перед другой роскошными товарами, но цены бешенные. В виду громадного протяжения выставки, придуманы разные средства сообщения, начиная от Тонкинского "puss-puss" до "новейшего технического изобретения, -- движущегося тротуара", по которому можно проехать кругом выставки в полчаса. Тротуар этот опоясывает выставку кольцом, к какому бы ее месту ни подойти и движется безостановочно. Так как вскочить на тротуар, движущийся со скоростью курьерского поезда, довольно трудно и опасно, а еще опаснее соскакивать с него, то рядом с быстро движущимся, идет другой, более медленный тротуар, а рядом с ним движется третий, уже совсем тихо, так что вскочить и соскочить с него очень легко; все же нужна некоторая ловкость при переходе с одного тротуара на другой, в особенности когда несообразительный пассажир соскакивает в сторону, противоположенную движению. Интересно было наблюдать степень ловкости катающихся на этой панели; случалось, что спина не особенно ловкого пассажира покоилась на одном тротуаре, а ноги его ехали на другом, более скором.
На выставке, кто хочет может учиться, а кто хочет может веселиться, я выбрала и то и другое. Вещей на выставке, которых стоит посмотреть, тьма тьмущая. Возле Эйфелевой башни, в улице названной "Rue de Paris", расположена масса павильонов, заключающих в себе самые разнообразные развлечения: показываются бородатые женщины, морские сирены и тому подобные чудеса прошлой, настоящей и будущей жизни. Есть тут и "мариорама", дающая посетителям возможность прокатиться по морю из Марселя в Константинополь, не покидая Парижа, и панорама, дающая иллюзию путешествия вокруг света, и дворец оптики с гигантским телескопом, показывающим луну будто бы на расстоянии 60 километров, и "Дворец Женщины" с умопомрачающими туалетами баснословной ценности, теперешнего и прошлого времени, и панорама горы "Мон Блан", воспроизводящая восхождение на Альпы, так живо напомнившее мне восхождение мое с мужем на "Мег de Glace"; и точное воспроизведение "Grotte d'Azur" близь Неаполя, с лазуревой водой плещущей у настоящих скал. Тут же вблизи находится гигантское колесо в 100 метров вышины, с тридцатью двумя вертящимися вагонами.
Чтобы проникнуть в "Старый Париж", проходят через деревянный подъемный мост, и ворота, охраняемые часовыми в синих камзолах и треугольных шляпах. Очутившись на "Rue des Remparts", мы увидели, как бы воскресший уголок Парижа XIV столетия, с его низенькими домами и разными средневековыми атрибутами. На высоких башнях стоят солдаты с пиками на плечах; по узким, кривым улицам двигаются люди в средневековых костюмах. Вместо номеров на домах виднеется изображение какой-нибудь птицы. Пройдя через башню "Châtelet", мы перенеслись в Париж XVII века, сделав скачек через целых три столетия. Здесь уже Париж эпохи Людовика XIII. Стоит стража с мушкетами на плечах, издали доносится пение из церкви Св. Юлиана, принадлежавшая когда-то братству странствующих певцов "менестрелей". Недалеко от церкви находится виселица и позорный столб, с приставленной к ним стражей мускетеров. На "Rue des Vieilles Ecoles" точно воспроизведен дом, где жил Мольер, со всей тогдашней обстановкой. Все дома заняты жильцами, одетыми в костюмы той эпохи. Гуляют дамы в фижмах и высоких напудренных прическах, в сопровождении своих кавалеров в камзолах и белых париках. Фокусники и фигляры зазывают прохожих в свои балаганы. На ярмарочной площади устроены качели и разные другие народные увеселения, которые существовали в старину. По улицам двигаются процессии. Вот направляются в судебную палату судейские "клерки" с чернильницами у пояса и с факелами в руках. В самом здании суда вместо судебных драм дают "мистерии"