authors

1641
 

events

229490
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Aleksandr_Fainshmidt » Моя жизнь - 90

Моя жизнь - 90

10.03.1945
Франкфурт-на-Одере, Германия, Германия

   * * *

   6. НА ПЕРВОМ БЕЛОРУССКОМ

 

   Фронт, и мы вместе с ним, стремительно прошел половину Польши до Вислы и остановился на несколько месяцев, готовясь к следующему рывку, а потом, набравшись сил, еще более стремительно вышел на Одер. Наша 69 -я Армия за это время участвовала в боях за Ковель, Люблин, Лодзь, Пулавы, Каземиж, Познань, Нойтомишель, Варшаву и многие другие польские города, перешла границу Германии и остановилась перед самым Франкфуртом. До конца войны оставались считанные дни.

   Я уже писал, что менялись фронты, менялись госпитали, в которых мы разворачивали свою рентгеновскую установку, менялись дислокации. Но ничего не менялось в работе ОРМУ. В принципе не было никакой разницы для нас в том, были ли это бои за Ковель (а недалеко от него и Бухенвальд), Люблин, Лодзь, Пулавы (Новая Александрия), или это были бои за освобождение Варшавы, Каземижа (родины Войтелы), Познани, на Зееловских высотах, за Франкфурт на Одере, Цоссен или за взятие Берлина - всюду был все тот же нескончаемый поток тяжело раненных в голову, в грудь или в живот, которых подтаскивали на носилках санитары, и которых надо было срочно оперировать. И их жизнь в значительной мере зависела от того, насколько быстро, четко и без путаницы мною и Соней будут сделаны им качественные рентгенограммы поврежденных частей тела, чтобы им можно было в полевых условиях сделать сложнейшие операции.

   Чтобы представить себе тот высочайший уровень специализированной медицинской помощи раненым, который оказывали во фронтовых условиях, в каких-то 15-20 км. от передовой, специалисты Отдельных Рот Медицинского Усиления, приведу в качестве примера состав хирургических групп, работавших в связке с нами в ОРМУ- 78.

   1. Нейрохирургическую группу возглавлял профессор института им. Бур-

   денко, подполковник медицинской службы В.В. Баженов;

   2. Офтальмологическую - профессор 1-го Московского Мединститута, под-

   полковник Л.И. Флёров;

  -- Стоматологическую - доцент Ленинградского Мединститута, майор Г.И. Поляничко;

  -- ЛОР - доцент Одесского Мединститута, подполковник Я.Г. Слуцкий;

  -- Торакально-хирургическую, профессор Тбилисского Медицинского Института, подполковник Георгий Апакидзе:

  -- Токсико-терапевтическую, профессор Ереванского Мединститута, майор В.А. Тер-Аванесян.

  -- А нашу рентгеновскую группу возглавлял, как я уже говорил, один из старейших рентгенологов страны, кандидат медицинских наук, майор Всеволод Степанович Навроцкий.

   Таким составом профессуры мог бы гордиться любой медицинский институт.

   Подстать этим замечательным специалистам были и их ассистенты, высококвалифицированные врачи и операционные сестры из различных больниц крупнейших городов страны.

   Точно такой же по уровню квалификации была и вторая бригада специалистов в нашей ОРМУ-78, и, сколь мне известно, и в других армейских ОРМУ Первого Белорусского Фронта.

   Поэтому, без ложной скромности скажу, что те двенадцать с лишним тысяч тяжело раненых, которым была в полевых условиях своевременно оказана эта медицинская помощь в нашей группе В.С. Навроцкого, а с учетом моей работы в группе И.П. Краснощекова, и больше двадцати тысяч, наверное, дают основание считать, что мы немало сделали для спасения жизни этих людей, и помогли вернуть многих из них к детям, женам и старикам.

   Конечно, мы и сами могли в любую минуту быть накрыты фронтовой авиацией противника - в нашей ОРМУ в самом конце войны погибли под бомбежками два врача, и трое старших операционных сестер - прямо в палатку, где размещалась операционная, угодила немецкая авиабомба. Один неосторожный шаг за запретную линию мог стоить жизни на не разминированой немецкой растяжке. Запросто можно было при передислокации из госпиталя в госпиталь попасть (и мы нередко попадали) под автоматные очереди бендеровцев, польских "партизан" или бродивших по лесам разрозненных остатков разбитых немецких частей. Никто не мог нам гарантировать, что противник не пойдет в контрнаступление, и те 15-20 км, что отделяли нас от передовой, не будут пройдены танками противника за полчаса. В одно из таких контрнаступлений противник накрыл артиллерийским огнем госпиталь, где работала группа Яши Луцкого, и у него прямо на рентгеновском столе осколком убило больного, а сам Яша получил контузию. Армейский район - это армейский район. Не передовая, но тоже не подарок. Остались живы и, слава Богу. Вполне могло быть и иначе. Но это наклонение сослагательное.

   До конца войны оставалось, как я уже писал, считанные дни, но Соня не стала их считать и в середине марта 1945 года уехала к своей сестре Рахили в Сталино и вскоре родила Аллочку.

22.10.2025 в 17:50

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: