* * *
-Ура! Ну, все! Теперь фашистам конец! Наши "бомбовозы" ТБ-3 (так они тогда назывались), наверное, уже разбомбили Берлин, а конница, конечно, мчится во весь опор через всю Польшу! Теперь будут знать, как нападать на нашу непобедимую Красную Армию! Мы, их победим дня за три и, конечно, как говорил наш железный маршал Клим Ворошилов, "на вражьей земле, малой кровью, могучим ударом".
Однако, немного странно - война идет уже третий день, а про наши победы радио, почему-то ничего не говорит. Всё время передают про какие-то ожесточенные оборонительные бои и почему-то не на вражьей земле, а на подступах к Минску и еще на каких-то северо-западном и центральном направлениях. Странно, очень странно. И вообще не понятно, почему о начале войны нам сообщил Молотов, а не наш любимы вождь и учитель, товарищ Сталин? И почему он всё время молчит? Почему все еще не объявил о нашей полной победе?
Неделя, еще одна неделя. Папа развернул в Студенческом городке свой эвакогоспиталь N 19-11 на 1000 коек, который он уже разворачивал в Финскую войну. Он ходит в военной форме с двумя "шпалами" в петлицах - он военврач II ранга. Он целыми сутками там в госпитале. Вчера госпиталь принял два эшелона раненых. Госпиталь уже переполнен до предела. Папа сказал, что раненых уже больше полутора тысяч и в госпитале их приходится размещать в коридорах, прямо на полу. Матрасов и носилок не хватает. Ничего не понятно! Откуда столько раненых? Ведь мы должны победить "малой кровью".?..
Наконец выступил по радио товарищ Сталин. Но тоже как-то странно... Он всегда говорил по радио прекрасным голосом знаменитого радиодиктора Юрия Левитана, твердо, уверенно, четко... А тут выступил сам и заговорил каким-то странным, перепуганным, "блеющим" голосочком, словно нищий на паперти:
- Братья... и сестры...к вам ...обращаюсь я... друзья мои...
Да не может такого быть! Неужели это говорит наш великий вождь, наш любимый товарищ Сталин? Как же так? Что случилось? И почему мы до сих пор все еще не уничтожили всех фашистов в их логове?.. Странно, очень странно ...
Всех старшеклассников вызывают в Райком комсомола. В этом году очень большой урожай, и хлеба стоят стеной. А убирать их некому - всех трактористов мобилизовали в танковые войска. Поэтому идет комсомольский призыв - надо помочь селу. При Воронежском Сельхозинституте открываются краткосрочные курсы трактористов - комбайнеров. Месяц интенсивной подготовки, и всех нас (человек 500) направляют на уборку урожая. Надо успеть до начала учебного года. Работаем в колхозах по 12 часов в сутки, а то и больше. И не только убираем урожай, но и пашем - "двоим пары" - залог урожая будущего года. "Удостоверение тракториста", полученное мною по окончанию этих курсов, до сих пор бережно хранится в нашем семейном архиве.