Настала в моей жизни эпоха, исполненная глубоких внутренних ощущений; но так как они никого не могут интересовать, то опишу вкратце, что случилось. К. узнал от одной нашей общей знакомой, что я в Петербурге, приехал ко мне, начал посещать часто, принимал живое участие в моем горе и, когда я была в Ревеле, написал мне письмо, которое исполнило меня такою радостью, таким счастьем, что я чуть не; со шла с ума...
Я сделалась его женой и была беспредельно счастлива; но в невестах часто бывало мне тяжело и грустно. Я вспоминала о моей матери, представляла себе как она была бы счастлива моим счастьем, как при ней все было бы иначе, с какою нежностью она обо всем заботилась бы, с каким умилением благословила бы меня на новую жизнь; а теперь меня благословила, в качестве посаженой матери, родственница, которую я не уважала... В эти торжественные минуты близкими моему сердцу из окружавших меня были только моя няня и Настасья Яковлевна.
Но муж мой заменял мне все и всех. Он был так добр, так нежен, так матерински заботливо любил меня и притом был так благороден, такой пламенный патриот, так горячо сочувствовал всему хорошему, что я гордилась им и беспредельно его любила. В день нашей свадьбы он написал мне стихи, которые всем нравились и которые очень часто списывали из моего альбома:
Дай руку мне, с тобой вдвоем
По тайной, жизненной дороге
На горе, радость, на тревоги
С доверенностью мы пойдем.
Ты будешь гений мой надежный,
Мой добрый друг и ангел мой,
И океан страстей мятежный
Отважно проплыву с тобой,
Моей спасительной звездой...
Но если жизни в бурном море
Печаль в твою втеснится грудь,
Когда тоска иль злое горе
Тебя коснутся как-нибудь...
Дай слово мне: сказать о горе,
Печаль поверить, разделить,
Тоску развеет в дружном взоре
И... беззаботно снова плыть!
Есть положительное счастье,
Оно доступно людям здесь:
То — сердце пылкое, участье,
То вера в Промысел небес!
В любовь мы верим, в небо тоже;
Все остальное лживый сон....
И так надежда и любовь,
Так вера в счастье тихой жизни
И в верность чувств, и в верность слов,
И... в бытие другой отчизны.