23 февраля исполняется 60–я годовщина Советской Армии и Военно-Морского флота.
Война живёт во мне до сих пор. И где бы я ни был, и что бы ни делал, война всегда при мне, всегда со мной. До сих пор просыпаясь, вздрагиваю от летящих на меня бомб и воющих мин, от фонтанов земли и фонтанов воды, от летящих брёвен разрушенного моста. Кажется, М.Горький сказал: «Память – это бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли мёда». Вот и хлещет , и хлещет этот бич, не давая солдату покоя.
Великая Отечественная война была Великой не только по своему историческому значению, но Великой по потерям, которые понесла наша страна. 20 млн. жизней – такова тяжелая цена победы. Тяжесть войны особенно ощущали те, кто прошёл через все её ужасы.
Война была страшной по своей жестокости и разрушениям. До сих пор участники войны слышат свист мин и приглушенные их разрывы, вой пикирующих бомбардировщиков и оглушающие, звенящие в ушах разрывы бомб, до сих пор чувствуют запах гари раскалённого металла, рядом разорвавшегося снаряда. До сих пор видятся и разрушенные города с мёртвыми глазницами вместо окон на стенах зданий, и сожженные сёла, и торчащие остовы труб на пожарищах, как распростёртые к небу руки, молящие о помощи. Видятся в сумерках с той стороны взметнувшиеся снопы искр, как будто жонглёры жонглируют адскими, светящимися булавами, потом слышатся скрипучие звуки, напоминающие крики ишака – это бьют батареи немецких шестиствольных миномётов. И уже разрывы рядом, слышится позади шипение, напоминающее выпуск пара паровозом, оглянешься – всё обволокло дымом – это бьют батареи наших «Катюш», И видно, как молниями проносятся над головами красные, разъярённые снаряды реактивных миномётов, летят, обгоняя друг друга, спешат, чтобы поразить вражескую цель.
И бесконечные одинокие холмики, разбросанные вдоль долгих дорог войны, под которыми и сейчас ещё лежат безымянные наши герои. Лежат, примостившись под берёзой и зелёной сосной, под плакучей, поникшей ивой и стройным тополем, под пушистой елью и красной рябиной. Они пошли на войну известными, а вернулись с войны «Неизвестным солдатом». Они отдали выжившим всё: и славу, и почёт, и награды!
Всё вынес наш солдат, Всё!
«Сотни раз умирал,
сотни раз хоронил».
Вот и плачет солдат у святого огня:
- Сердце болит, да и раны болят. Всё вынес наш солдат и победил!
Тяжело прошагал он от Бреста до Волги. Прошагал от Волги до Эльбы. Форсировал могучий, кипящий Днепр, переплыл под свинцовым осенним дождём полноводную Вислу, перешагнул вражеский ледяной Одер и раздавил, злобно огрызнувшуюся в предсмертной агонии речушку Шпрее, на которой стоит Берлин. Прошагал он в кирзовых сапогах затем, чтобы современная молодёжь в модных лаковых туфельках и шикарных ботинках могла танцевать современные танцы.
Слава о нашем солдате не померкнет в веках. Оставшиеся в живых, прошедшие через ужасы войны, являются чрезвычайными и полномочными представителями погибших.
Они должны рассказать новому поколению, что такое война и что значит мир для человечества. Они должны рассказать, какие огромные усилия предпринимает наш народ, наша страна.
Погибшие приказали: «Полпреды! Живите долго! Расскажите правду!»
Полковник в отставке. Участник обороны Города-Героя Киева,
участник Курской битвы, битвы за Днепр и освобождения Киева,
освобождения Варшавы и взятия Берлина. Инвалид – 1-группы
20 февраля 1978 год.