На фото: Кормовая часть танкера «Волганефть-139» после шторма в Керченском проливе
Сам Н.А. Ефремов оставил заметный след в истории Речного Регистра. На мой взгляд, его заслуги базируются на сочетании двух факторов: точнейшем подборе заместителей, несущих всю основную нагрузку по техническим вопросам функционирования организации (В.Т. Огарков и В.Ю. Ружьев) и дипломатическом мастерстве, позволявшем дозировать внешнее давление на Речной Регистр со стороны Росморречфлота и Минтранса России. К этому можно добавить внимательное отношение к сотрудникам — за время его руководства организацией не был уволен ни один сотрудник Главного управления, а директора филиалов получили долгожданную свободу рук. Речной Регистр если не процветал, то уверенно развивался, но произошли события 2007 г. в Керченском проливе.
Тогда там разыгрался шестибалльный шторм: волны в море, где глубина колеблется от 7 до 12 метров, достигали высоты 6 метров, а ветер дул со скоростью 35 метров в секунду. Все началось 11 ноября в 4.55. Танкер "Волганефть-139", перевозивший мазут, разломился надвое. Из него в пролив вылилось 2 тысячи тонн мазута. Экипажу удалось перебраться на корму. 4 часа спасатели не могли подобраться к морякам. Их подобрали только в 14 часов.
Дальше суда тонули одно за другим. В 10.25 ушел на дно сухогруз "Вольногорск". На его борту находилось 2436 тонн серы. Следом — через час — исчез сухогруз "Нахичевань" с 2 тысячами тонн серы. 11 человек его экипажа снесло в море.
Удалось спасти шестерых. К середине дня стало известно, что в проливе сорвало с якоря баржу "Деметра" с 3 тысячами тонн мазута. Ее несло к косе Тузла. Чуть позже начальник морской администрации порта Новороссийск заявил, что рядом сели на мель два судна под грузинским и турецким флагами. Еще один теплоход — "Хаш-Измаил" пошел ко дну в Севастополе.
Погибли двое человек из экипажа, еще один пропал без вести.
В украинских водах (тогда Крым еще был украинским) затонул сухогруз "Ковель", 11 человек экипажа удалось спасти.
Многие суда проигнорировали предупреждения об изменениях погоды и оказались в очень редких метеорологических условиях для этого региона. Большая часть пострадавших судов с благословления судовладельцев стояла на якоре, что является нарушением капитанами этих судов правил судовождения в условиях шторма. Эти капитаны потом объясняли, что не хотели терять очередь на разгрузку в порту Кавказ и думали, что ничего плохого не случится. Но, как водится в нашем государстве при власти олигархов, судовладельцы (а именно они правят бал в нашей отрасли, не государство) для получения страховки попытались все свалить с больной головы на здоровую, обвинив Речной Регистр в недостаточном контроле технического состояния погибших судов. Выводы последовали незамедлительно, и Н.А. Ефремов лишился своей должности. Позже выяснилось, что техническое состояние судов с классом Речного Регистра было хорошим (годным по принятой терминологии), но, как говорится, поезд уже ушел.