authors

1573
 

events

220652
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Anna_Ostroumova » 1900 год - 12

1900 год - 12

25.02.1901
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

Несколько лет спустя горячий спор вызвал вопрос — приглашать ли на выставку Гончарову, Ларионова, братьев Бурлюков и других художников, но Бенуа настоял[1].

Такое направление общества вызвало уход из него Михаила Васильевича Нестерова, хотя он и давал на выставку «Мира искусства» свои вещи. Аркадий Александрович Рылов тоже ушел. Его к этому усиленно склонял Куинджи, который опасался ослабления основанного им общества.

Особенно запомнилось мне собрание участников выставки, состоявшееся 24 февраля 1900 года в помещении редакции[2]. В первый раз я там увидела двух наших замечательных художников — Михаила Васильевича Нестерова[3] и Исаака Ильича Левитана. Нестеров был бледный, среднего роста, стройный и худой. Лицо тонкое, одухотворенное, с проницательными умными глазами, с высоким выпуклым лбом глубокого мыслителя. Какой замечательный художник! Проникновенный, чистый и возвышенный. Я преклонялась перед ним.

Левитан был очень похож на портрет, сделанный с него Серовым[4]. Он в то время уже тяжело болел. Сидел глубоко в большом мягком кресле и тихо говорил. Я находилась рядом с ним и помню, как сейчас, наш тогдашний разговор. Он мне довольно долго говорил о преимуществах вегетарианского питания, а потом, бледно улыбаясь, прибавил: «Ну, вам еще рано об этом думать».

Большой, дивный художник, которого мы так рано потеряли!

Несколько раз видела в те годы Михаила Александровича Врубеля — у Бенуа и на выставках. Он вызывал среди нас всеобщее поклонение своему огромному таланту и глубокий интерес к своей богатой и исключительно своеобразной личности художника. Я была страстной поклонницей его вещей и с неослабным вниманием наблюдала за ним. Он был неразговорчив, неоживлен и по наружности непримечателен, но его живописные вещи вызывали во мне восторг и непонятное волнение. Его сочетание красок было неожиданно, терпко и необыкновенно полнозвучно. Сочетание холодного зеленого цвета со всеми оттенками синего или лилового он впервые внес в живопись. И как его живопись звучала! Какая насыщенность! Его роспись церкви Кирилловского монастыря я предпочитала васнецовской во Владимирском соборе в Киеве[5].

Во время устройства выставок «Мира искусства» я прежде всего шла смотреть вещи Врубеля. Он всегда присутствовал при развеске своих вещей, сосредоточенно и молча приводя их в порядок.

Помню, как он незадолго до своей болезни заканчивал на выставке «Демона». Картина была уже повешена, и он все-таки каждый день приходил и что-то переписывал. Даже в день открытия выставки, когда уже ходил народ, он, взобравшись на лестницу, вновь ее переписал, все изменив. Чувствовалось, как он стремился с величайшим напряжением уловить то, что ему так хотелось реально, в красках в ней выразить. Теперь, когда я пишу, многое из его великолепной живописи за прошедшие годы вошло в нашу художественную культуру, а в то время его вещи, как «Демон», «Раковина», «Тридцать три богатыря», «Пан» и многие другие, были неожиданным, прекрасным, гениальным откровением[6].



[1] Художники Наталья Сергеевна Гончарова (1883—1962), Михаил Федорович Ларионов (1881—1964). Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) и Владимир Давидович Бурлюк (1886—1919) были организаторами и участниками выставок «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень». А.Н. Бенуа настаивал на приглашении в ряды вновь созданного в 1910 году общества «Мир искусства» этих «крайне левых» художников, так как считал, что жизнеспособность художественного объединения зависит прежде всего от умения привлечь к себе наиболее талантливые силы в современном искусстве, вне зависимости от их ориентации. Ларионов впервые участвовал в выставке «Мира искусства» в 1906-м, Гончарова и Бурлюки — в 1911 году.

[2] Собрание участников выставок журнала «Мир искусства», состоявшееся 24 февраля 1900 года, особенно запомнилось А.П. Остроумовой-Лебедевой потому, что на нем был изменен порядок приема произведений на выставки. Собрание определило также членов выставок и их права, выбрало распорядительный комитет.

[3] Нестеров Михаил Васильевич (1862—1942) — заслуженный деятель искусств РСФСР, к 1900 году был автором ряда станковых и монументальных произведений: «Пустынник» (1888), «Видение отроку Варфоломею» (1889), «На горах» (1896), «Великий постриг» (1897—1898), образов во Владимирском соборе в Киеве.

[4] А.П. Остроумова-Лебедева вспоминает «Портрет И.И. Левитана», написанный В.А. Серовым в 1893 году (ныне — В ГТГ).

[5] Автор сравнивает известные работы В.М. Васнецова во Владимирском соборе (1885—1896) и росписи М.А. Врубеля в церкви Кирилловского монастыря в Киеве (1884). Врубель не только реставрировал фрески XII века, но на месте полностью утраченных создавал самостоятельные композиции. Лучшими из них являются «Сошествие Святого Духа» и «Надгробный плач».

[6] М.А. Врубель участвовал в выставках «Мира искусства» с 1900 года. Речь идет о последнем варианте картины «Демон» (1901—1902), показанном на 5-й выставке журнала «Мир искусства» в Петербурге в 1903 году (ныне — в ГТГ), там же экспонировались работы художника — «Тридцать три богатыря», «Пан» (ныне — в ГТГ).

25.05.2024 в 20:16

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: