«Воспоминание - самая сильная способность души
нашей и им очаровано всё, что подвластно ему».
А.С. Пушкин
На старости я сызнова живу,
минувшее проходит предо мною.
ДЕТСТВО
Моя родина - село Натальино, Самарского уезда, бывшей Самарской губернии (ныне Куйбышевской области).
Село располагалось на необъятной равнине, которую трудно было охватить взором. Далеко, верст за тридцать в одну сторону, синела гряда высокого правобережья Волги. В солнечный летний день красиво на горизонте плыло марево. Степь расстилалась кругом, богатая прекрасным черноземом, покрытая хлебами и степными травами. Село с одной стороны окружали озера: Барское, Среднее и Башкирское. Башкирское озеро, довольно многоводное и глубокое, уходило от села далеко в степь верст за 25. По другую сторону села, версты за четыре, тянулось на большом пространстве озеро под названием Майтуга. Все озера были богаты рыбой, преимущественно карасями. По краям этих степных озер росли в изобилии камыши, которые в безлесной местности были подспорьем к кизячному топливу.
Местные степные озера были богаты и дичью. Кажется все породы болотной и водоплавающей дичи, что описаны С.Т. Аксаковым в «Записках охотника Оренбургской губернии» встречались здесь, особенно в громадном Башкирском озере, любимом охотниками. Мы, маленькие рыболовы, любили ловить карасей на этом озере и верили, что караси лучше клюют, когда мимо нас проплывают, гонимые ветром «коблы» - островки, заросшие камышом.
Озера были богаты камышом, остатки которого иногда выжигались. Однажды огонь был упущен в Майтугу. Была осень, камыш высох, и сплошная огненная река лилась более трех недель. Кругом стояли стога сена, убранного с лугов помещика. Сгорело 3800 стогов.
Все указанные богатые угодья, окружавшие село, принадлежали помещику графу Орлову-Давыдову. Крестьянские наделы были ничтожно малы. Трудолюбивое крестьянство села Натальино жило очень небогато на малых душевых наделах. Крестьяне, чтобы повысить свой жизненный уровень, брали у помещика землю испольно на невыгодных условиях.
А кругом расстилались прекрасные земли, степные залежи, обильно покрытые почти девственной травой, богатые сенокосом. Сколько дичи было в этих необозримых степях: гусей, дрохв, стрепетов, куропаток. И опять же большинство этих степных угодий использовалось помещиком. На них паслись многочисленные отары его овец-шлёнок, которые зимовали в прекрасно оборудованных сараях-кошарах.
Трудны были и зимы для крестьян. Единственным топливом были кизяки, солома, да если удастся заготовить камыш. Лесу кругом не было, лишь вётлы красовались по берегам близлежащих озер.
Зимой необъятная степная равнина заносилась глубокими снегами. Дороги между селами и деревнями провешивались пучками камыша. Без этих опознавательных знаков путникам беда в пургу. Бураны в равнинных степях при одном воспоминании нагоняют жуть. По ночам в такие бураны мерно, редко, однообразно раздается заунывный звон церковного колокола, тревожный звон которого не однажды спасал путников в такие жестокие степные бураны.
Помню, в детстве мы пугливо жались друг к другу, с тревогой засыпая под эти мерные, однообразные звуки колокола.