authors

1569
 

events

220232
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Tatiana_Razumkova » Моё Агадырское детство - 51

Моё Агадырское детство - 51

15.10.1951
Агадырь (Акадыр), Казахстан, Казахстан

Капуста

 

 Месяц назад мне исполнилось одиннадцать лет. И в подарок Мама купила замечательный дамский велосипед. С гнутой рамой - хоть в платье езжай. Со звонком, с ручным тормозом, с багажником. Спицы заднего колеса прикрыты нарядной розово-сиреневой сеткой. Мама совсем не долго бегала рядом со мной - я быстро поняла, за счёт чего велосипед движется. Конечно, не обошлось без ссадин, царапин, сбитых коленок. Во время дождя рыжая глина дорог раскисает. Автомобильные колёса оставляют в ней глубокие колеи. В высохшей колее обязательно упадёшь.

 То ли не сажали мы в том году капусту, то ли уродилось её недостаточно, только к моменту засолки Баба дала мне мешок и денег, прибавив обычное "Зря не трать", - попросила купить в Большом магазине капусту: говорят, сегодня завезли. Времени было около шести, а в семь магазин закроется.

 Гордая заданием, я села на велосипед и, с пересадкой в Канаве, быстро домчала до магазина. Капуста была хорошая, а потому я купила её на все деньги. Получилось 15 килограммов. Продавщица поохала и помогла мне разместить мешок по всей длине велосипеда - от руля до седла. Разномастные кочаны сидели в мешке как хотели, не заботясь о необходимой симметрии. Вдвоём с мешком велосипед нас не снёс. К раме приторочить мешок было нельзя - рама-то гнутая. Верёвку мы не предусмотрели. Легче было и мешок, и велосипед транспортировать отдельно, но двигаться надо было всем вместе. Отчаявшись удержать мешок на велосипеде, я стала перемещаться перебежками. К концу двухкилометрового пути я очень устала.

 Дома меня одновременно хвалили и ругали - зачем я купила так много капусты. К вечеру у меня поднялась температура, заболел живот. Вызвали скорую помощь. Заподозрили аппендицит и ночью же мы с Мамой на поезде поехали в Караганду-Сортировочную. Ненавистный мешок всю ночь стоял у меня перед глазами. На рассвете приехали. Нас встретила машина и привезла в больницу. Там меня помыли и подготовили к операции, которую назначили на утро.

 Утром разносили завтрак. Мне по ошибке дали большую, восхитительно мягкую булочку с посыпочкой. Я тут же её съела. Потом врач сожалела об этом, однако операцию не отменила.

 На каталке привезли меня в операционную. На потолке - огромный зеркальный шар. Я поняла, что в него можно кое-что увидеть - мой живот от меня загородили. Потом стали делать уколы местной анестезии - всё у меня там замёрзло. С сухим звуком - как по бумаге - полоснули по животу. Это было самое лёгкое. Дальше - хуже: очень ощутимо стали рыться в моих внутренностях - искать аппендикс. Ещё хуже стало, когда нашли: они не стали отрезать его на месте - подняли вверх. От такой наглости я не удержалась и крикнула. Отрезали долго. Потом показали мне довольно длинную кишочку примерно в сантиметр диаметром, темно-малинового цвета с синими жилками. Я ожидала большего - судя по времени отрезания, решила, что резали что-то более толстое. Потом ещё долго зашивали. Судя по разговорам, это был практический урок по вырезанию аппендицита. Студенты в этой больнице ходили белыми стаями.

 Привезли меня в ту же большую палату. Ажиотаж по поводу пережитого действа прошёл. Осталась боль. Силы тоже кончились. Да ещё бессонная ночь была. И я уснула.

 Открываю глаза. Лежу на спине. Мама рядом! Всё бы отдала за глоток воды. Но - нельзя. Мама только мочит в воде ложку, обмотанную бинтом, и проводит мне по губам. Я тщетно хочу отжать бинтик, но он тугой, и воды на нём мало. Вечером Мама уехала домой. Опять полночи будет добираться, а завтра ей на работу - на двенадцать часов.

 На другой день еды мне не дали, а часов в одиннадцать утра заставили встать с постели и сделать хотя бы один шаг. Я и не догадывалась, как это трудно. Вся в поту, с охами, я сделала, что велели. После обеда - уже шага три. Вскоре я уже бегала по больнице, помогала сестричкам впрок сворачивать салфетки (чтобы ниточки не попали в ранку). Вызвалась мыть листья фикуса - с новой силой захотелось двигаться и делать что-нибудь полезное. От моих активных движений шов у меня разошёлся, пришлось скрепить его скобками, сквозь которые всё сочился и сочился гной. Тогда стали внешнюю перевязочную салфетку приклеивать к животу коллоидным клеем. Называли его просто: "коллодий". Через неделю меня выписали, и Мама приехала за мной. Но шов долго не зарастал. Помню, что вместо уроков физкультуры я долго ходила в поликлинику на перевязку.

 Но - то ли боль моя не была вызвана аппендиксом, который вырезали, думаю, на всякий случай, то ли правду сказал платный профессор в Казани, к которому позже меня водила Баба - "нервик задели при операции" - необъяснимая боль в животе возникала неоднократно. Однажды, вызванная чьим-то случайным резким толчком на перемене, она была такой сильной, что сознание меня оставило. Очнулась на носилках в пути по лестничным маршам. Положили меня уже в Агадырскую больницу, в хирургическое отделение. Представляю, как огорчались мои родные. После выписки боли меня не оставили. Помню, амбулаторно прошла курс инъекций АКТГ (адренокортикотропного гормона), да плюс к этому дома мне организовали курс из десяти ванн с сенной трухой. Маме кто-то подсказал рецепт. Они с Дедом заказали в Депо овальную оцинкованную ванну длиной точно по моему росту, метровой высоты. Запаривали сенную труху кипятком, разбавляли холодной водой. Я со стульчика залезала, в полном удовольствии проводила лёжа положенное время (пока не остывала вода). Аромат степных трав успокаивал, тёплая вода расслабляла. И всё прошло бесследно. Это были первые ванны в моей жизни. После этого нормальные, цивилизованные ванны стали доступны только в 1994 году в Магнитогорске, когда у нас впервые появилась в квартире горячая вода.

12.12.2023 в 21:53

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: