5 октября. Два с половиной часа решала две задачи, причем вышла только одна, и все же я рада.
Мне попался учебник Моденова по математике за 1954 год. Что-то вроде "Сборник задач повышенной трудности для поступающих в ВУЗ".
Как я сейчас понимаю, там были собраны, в основном, очень сложные задачи по геометрии, те задачи, которые при поступлении на мехмат в письменном задании идут последним номером, решают их единицы абитуриентов. Но я этого не знаю, я знаю только, что не могу их решить.
И у меня возникает чувство, что и пытаться не стоит поступать на мехмат, а значит и на физтех. Я плачу, я жалуюсь маме.
Мама вдруг говорит:
-Когда я училась на тройки в школе по математике, папа пристроил меня заниматься к Игиняну, он лучший математик города, он стар, но я в него верю. Он тебе поможет.
Игинян занимался с учениками два раза в неделю по 2 часа и брал за месяц 40 рублей. Это был совсем старый, слепой старик, с красными, слезящимися глазами. Уход за ним осуществляла его жена, значительно, лет на 15 моложе его. Маму он не помнил совсем, но помнил моего деда Самсона Николаевича Хучуа.
Несмотря на беспомощный вид, Игинян оказался замечательным математиком, и мы с ним вдвоем стали решать эти заумные задачки. Я читала вслух условие, потом он думал, а я делала чертеж задачки. Проведи так-то и так-то, эти точки у тебя должны лежать там-то, эта прямая разделяет эту сторону вот так. Один раз я никак не могла правильно построить чертеж к задачке, не понимала условия и все тут. Он мне терпеливо объясняет, что к чему, а я сижу напротив и тихо плачу. Слепой, он видит все эти пирамиды, кубы, плоскости, видит в уме, без всякой картинки, а я, зрячая, смотрю на лист бумаги как дура, и не могу понять, что к чему. Я сидела, глотала соленые слезы, стараясь изо всех сил, чтобы голос меня не выдал моего состояния.
Были у меня и удачи. Один раз была задачка на эллипс, и я предложила спроектировать эллипс на плоскость, в которой он будет окружность, решить все там, а потом обратным преобразованием перенести все на плоскость эллипса. Мы очень легко получили ответ. За все время это был единственный случай, когда я сообразила быстрее его. В процессе занятий он выяснил, что я живу с мамой и бабушкой, что мама растит меня без отца, и когда мама пришла с ним рассчитаться, он взял с нее только 20 рублей.
Мне же он неожиданно сказал:
-Не морочь матери голову, не заставляй ее тратить деньги. Задачи, которые мы решаем, не обязательно уметь решать, чтобы поступить, куда бы то ни было. Если тебе понадобиться помощь, приходи просто так.
В общем, Игинян отказался со мной заниматься, и сказал маме:
-Не слушай ее, она поступит, не волнуйся.