27 августа. Хочу в школу.
30 августа. Странно, что "Оскорбленные и униженные" не произвела такого впечатления, как "Идиот", даже показалась местами чересчур мелодраматичной.
Летом 63 года папа приехал в Батуми вместе со Светкой, своей дочкой от второй жены, моей сестрой. Светка была светленькая симпатичная девочка, с большими серыми глазами, только тяжелые веки выдавали в ней армянку. Она совсем не походила на нашего отца.
Света жила у нас. А папа то ли в гостинице, то ли у друзей. Отец обладал способностью находить друзей, где угодно. Он никогда не писал никаких писем, но приехав в Батуми, долго блуждал по улицам и нашел какого-то приятеля 20 летней давности.
Просто папа в один прекрасный день появлялся на пороге какого-нибудь из друзей, родственников или просто знакомых с двумя бутылками вина и шел вечер воспоминаний.
Позднее, несколько лет спустя, он так опоздает на мою свадьбу. Встретит приятеля и проторчит с ним в привокзальном буфете, да еще поедет не туда. Но это будет позже.
Мы ходили со Светой на бульвар, купались в море, я была довольна, что у меня сестра, но подружиться за три дня, учитывая большую для такого возраста разницу в 6 лет (мне 16, ей 10), мы не подружились.
Этим же летом приезжал к нам Илья Соломонович.
Захожу домой с тренировки, а там сидит маленького роста симпатичный черненький мужчина с проседью. Лицо знакомое, но прежде, чем я вспомню, мама скажет:
- Это Илья Соломонович, Зоя, ты его должна помнить.
Я здороваюсь.
Надо было видеть его удивленное лицо!
Стоило превратиться из худой девчонки с ободранными коленями в красивую девушку даже только для того, чтобы увидеть такое изумление на лице мужчины.
Не помню, как он нашел нас, то ли они с мамой иногда обменивались письмами, то ли он переписывался с кем-то из Карталов (Он уехал оттуда на родину в Одессу). Он заехал на несколько дней, я водила его на пляж и по городу, катала на лодках в пионерском парке.
Через несколько месяцев он прислал маме письмо, в котором написал.
"Встреча с вашей дочерью произвела на меня сильное впечатление, и я понял, что не следует проживать жизнь старым холостяком, и женился и счастлив, и мы ждем ребенка".
-Да...,- сказала мама,- надо же. А как стойко держался до 35 лет. Ну, я рада за него.