На следующий день мы с Андриановым обсуждали список того, что ему нужно в первую (и во вторую) очередь. Стив обещал все, включая микроавтобус. Потом нас повезли в Эрмитаж. Наша библиотекарша очень толково рассказывала про картины и экспонаты. Мы со Стивом решили, что в благодарность за экскурсию подарим ей духи из валютного магазина при нашем отеле.
Потом была поездка в Петродворец. Пока Стив с сыном рассматривали Самсона, разрывающего пасть льва, из которой бил мощный фонтан, библиотекарша отвела меня в сторону:
— Я хочу попросить вас об одном важном личном одолжении.
— Пожалуйста.
— Не можете ли вы мне помочь уехать в Америку?
— Но ведь это делается официально, по разрешению власти. Вы заявляете, что хотите ехать в Израиль, соединиться там со своими родственниками. А сами едете в Америку.
— Я знаю. Ах, если бы я была еврейка! Но я не могу подавать документы на эмиграцию — тогда меня сразу уволят. А у меня мама старушка…
Вечером нас пригласила на семейный ужин жена Андрианова. Мы приготовили подарки ей и купили парфюм для библиотекарши. Стив жалобно просил:
— Владимир, скажи профессору, что я не могу пить так много, как тогда в ресторане…
Чего только на столе не было! Каждому из блюд сопутствовал комментарий Андрианова:
— Эту соленую рыбу, настоящий ростовский рыбец, мне привезли за операцию вправления вывиха бедра пятилетней девочке.
— А вот эту телятину отец другой девочки привез мне за операцию исправления сколиоза.
— А вот эти фрукты мне привезла из Грузии мать мальчика, которому я исправил косолапость.
Стив поражался хирургическо-гастрономическим комментариям:
— Очень хорошо, что русские пациенты такие благодарные. Но если они хотят отблагодарить доктора, то почему дают ему продукты, а не подарки или деньги?
Андрианов улыбался:
— На это есть русская поговорка: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Ни за какие деньги я не смог бы иметь все эти продукты.
И, обращаясь ко мне, вполголоса добавил:
— Деньги и подарки, конечно, тоже дают. Но не стану же я говорить об этом американцу, да еще в присутствии своей сотрудницы.
Я потом долго растолковывал Стиву смысл поговорки про друзей и рубли. Он никак не мог понять, почему друзья лучше денег:
— У меня есть друзья; это приятно, конечно. Но какая от них польза? Для бизнеса лучше иметь деньги!..
В полночь я усадил Стива с сыном в поезд «Красная стрела». В Москве их встретит представитель посольства США. На прощание Стив обнимал меня:
— Спасибо, Владимир. Не знаю, как бы я мог обойтись без тебя!
— Заплатил бы, и тебе бы помогли.
— Нет, за деньги этого не купишь.
— Ага, теперь ты понимаешь, что иногда друзья важней денег?..