Синдикат или регламентация
Есть два способа объединения горнозаводского хозяйства: один --инициативой самих промышленников (синдикаты), другой -- инициативой государственной (регламентация).
При созданных большевиками условиях я отдаю безусловное предпочтение второму способу, считая, что государство не может упустить из своих рук ни высшего надзора, ни руководства столь важными отраслями хозяйственной жизни, как железная и металлургическая промышленность.
Россия уже имеет опыт синдицирования металлургической промышленности: я имею в виду "Продамет", синдикат горных металлургических заводов, производивших до 80% всего железа. Результатом деятельности этого синдиката были взвинченные цены и пренебрежение интересами как потребителя, так и государства.
Урал тоже знал попытки синдицирования: в январе 1907 г. большинство наиболее крупных уральских заводов образовали синдикат "Кровля". Но этот синдикат ввиду технической отсталости предприятий, а также рутинности и недисциплинированности самих предпринимателей не имел большого успеха. Тем не менее, он вызвал острую реакцию среди земледельческих кругов, которая привела к организации в 1908 г. "Железного союза земств" с целью противодействия "Кровле".
1908 год ознаменовался вообще усиленной борьбой против синдикатов. Напомню об известном вопросе правительству в Государственной Думе.
Эти исторические справки должны восстановить в памяти картину борьбы, которую неизбежно порождают подобные организации и которая совершенно недопустима в условиях напряженного существования государства. Между тем стремление к синдицированию уральской горной промышленности замечается; оно проявилось, между прочим, в том "Положении о екатеринбургском совещании горнопромышленников Урала", которое было приложено к протоколам упомянутого уже майского съезда. Совещанию предоставляется "регулировать хозяйственную жизнь заводов" (No 3), "устанавливать единообразные цены на продукты производства, распределять между заводами заказы государственного назначения" (No 4).
Это совещание должно было, по проекту горнозаводской секции, всецело связывать главноуполномоченного по уральской промышленности, оставляя за последним лишь общий контроль.
Постановление Совета министров приняло противоположное начало: оно дало преобладающее положение главноуполномоченному, то есть органу государства, и лишь рекомендовало ему действовать при посредстве объединения горнозаводчиков. Это начало надо считать наиболее соответствующим потребностям времени. Интересы государственные
будут преобладать, а вместе с тем будет действовать и то объединение горнозаводчиков, которое наиболее приспособлено для защиты интересов последних и пользу которого трудно отрицать, когда его деятельности поставлены известные границы.