authors

1588
 

events

222357
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Mark_Popovsky » Семидесятые. Записки максималиста - 541

Семидесятые. Записки максималиста - 541

04.03.1976
Москва, Московская, Россия

4 марта.

 

Прочитал рукопись покойного теперь Александра Гринфельда из Ленинграда. Гринфельд умер года два назад. Родился в 1920-м. Почти ровесник. В конце 60-х, очевидно, предчувствуя близкую смерть (он был больной человек), А.Гринфельд написал повесть (я назвал ее «Не забывайте, люди!») листов на восемь. Повесть строго документальная, даже фамилии героев сохранены. События разворачиваются в 1938 году. Автор — мальчик, выпускник средней школы, а потом студент, живет в Доме политкаторжан на набережной Невы. Его отец — видный деятель революции, директор машиностроительного завода. И вот начинаются аресты. Вся книга — это рассказ об ужасном годе, в течение которого старых революционеров, создателей Советской власти, свято веривших в Советскую власть, одного за другим арестовывают. Берут и жен. Выселяют в 24 часа детей. Несколько друзей — мальчики из вымороченного дома — постепенно постигают смысл происходящего. Это мучительное постижение начинается с решения написать Сталину, чтобы он узнал, что делается в Ленинграде, а кончается заветом одного юноши другому — не забывать того, что им довелось пережить. И не дать забыть об этом другим поколениям. Очевидно, уже тогда в 1939 году эти мальчики поняли, кто такой Сталин и что происходит вокруг.

В литературном отношении книга Г. довольно слабая. Но жизненность, подлинность обстоятельств (очереди родственников на Шпалерной — НКВД, комсомольское собрание, где мальчишек заставляют отрекаться от отцов, атмосфера растерянности и ужаса, объявшая старых большевиков перед лицом массовых арестов) в конце концов, берут читателя в плен. Дочитываешь уже со сжатым сердцем и стесненным дыханием. Книга лишена всего постороннего — только год ужаса, только люди, вовлеченные в непонятную страшную круговерть и пытающиеся понять, что же происходит. Из новых, неизвестных фактов особенно поразили три.

 

Оказывается, в 1938 году был арестован Фроленко Михаил Федорович, друг Желябова и Перовской, член исполкома Народной Воли, 1848-го (да, да!) года рождения. Ему было 90 лет, когда он узнал, за что же он все-таки боролся.… И это не была случайность. За три года до ареста бывших политкаторжан и народовольцев 25 июня 1935 года уже было принято постановление ЦИК СССР «О ликвидации Общества бывших политкаторжан и ссыльно-поселенцев». Об этом в июне 1935 г. была сделана публикация в «Известиях». И первым пунктом значилось, что отныне государство берет на себя все материальные заботы о членах ликвидируемого Общества.

 

И еще один факт. Как известно, массовые аресты и казни у нас исчисляют обычно со времени убийства Кирова (1 декабря 1934 г.) и связывают с деятельностью ОСО (Особого совещания). Но вот, что оказывается — Особое-то совещание создано до убийства Кирова! Оно, как значится в «сборнике постановлении ВЦИК» создано 5 ноября 1934 года. За месяц до убийства Кирова!

 

… Ну, что ж, книга, которая приводит три таких факта, имеет право на жизнь. Это содержательная книга.

 

(Фроленко взяли из дома для престарелых в Ленинграде уже после того, как он выпустил два тома воспоминаний и, очевидно, считал, что в жизни своей свершил все. Думаю, что им понадобилось не больше недели, чтобы жизнь 90-летнего старика действительно пришла к концу.… Стоило сидеть в крепости четверть века, чтобы дождаться этой роковой недели…)

27.06.2023 в 17:09

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: