Мне пять лет, и железная дорога, о которой мне рассказывали, представлялась сплошным полотном, я была удивлена целесообразности ее устройства в виде двух полосок под колеса. Еще в поездке запомнились длинные высокие заборы с двумя рядами колючей проволоки и вышками для часовых. Такой вид из окна вагона можно было видеть часто. Доехали до Сталинска (Новокузнецка).
Городская жизнь поразила: магазины были полны продуктов. Я помню четыре вида различного посола и копчения селедки в лотках, помню большую, выгнутую стеклянную витрину, уставленную прозрачными шарами на ножках для демонстрации огромного разнообразия шоколадных конфет, - «Южная ночь», «Пилот», «Радий» - все московские.
В Новокузнецке кондитерская фабрика тогда выпускала макароны. Когда за продуктами шел папа, ему вслед кричали: «Конфеты купи с коричневой начинкой, с белой не бери!», но почему-то неизменно он приносил конфеты с белой начинкой, хотя сам их не ел.
Город вырос вокруг металлургического завода, а рабочий класс тогда кормили, обирая деревню. Маму удивило, что можно было купить даже варенье, его продавали в кастрюльках: малиновое, смородиновое.