authors

1569
 

events

220204
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Kirill_Vakar » Александровы

Александровы

01.04.1951
Москва, Московская, Россия

Александровы

 

С семьей Александровых я познакомился в 1950 году через сына Анатолия Петровича Юрия , учившегося на физфаке тремя курсами младше меня. Наше знакомство на почве охоты и туризма быстро переросло в крепкую дружбу. Вместе мы ходили по подмосковью, по Кольскому полуострову, потом прошли и через Саяны . Анатолий Петрович, или АП, как звали все и в глаза и заглаза, был в то время член-корреспондентом АН СССР, директором института Физпроблем , вместо П.Л. Капицы , находившегося тогда в опале. Был АП причастен к ядерной тематике и в связи с этим был окружен стеной секретности и охраной из офицеров КГБ. Надо сказать, что я не интересовался и никогда не знал чем конкретно занимался АП в то время, но уже теперь, когда многое стало открытым, с удовлетворением узнал, что прямого отношения к созданию атомного оружия он не имел. Официальное название этих охранников было секретари , но в семье Александровых их называли духами. Эти духи сопровождали АП везде и в загородных поездках, и в отпусках, которые позже мы проводили вместе. Когда я впервые пришел в их дом, Юрка сообщил, что где-то в комнате запрятаны микрофоны, но он найти их не смог. И еще он рассказал, что какой-то аспирант похвастался, что знает чем занимается АП, хотя толком знать ничего не мог, а решил покрасоваться. Этого аспиранта с тех пор больше никто не видел - порядки у Берии были жесткие. Я думаю, что с тех пор как стал бывать в доме Александровых, прошел такую проверку по ведомству КГБ, которая всю дальнейшую трудовую жизнь служила мне хорошим прикрытием, позволила мне ездить за границу, стать заведующим лабораторией не будучи членом партии - никого не интересовали убеждения, важно было хорошо играть роль и иметь негласное "добро" КГБ. Уже когда я, а потом Лена стали своими людьми в этом большом доме, АП вступил в партию ("Я не могу, когда они на партбюро принимают идиотские решения, а мне потом надо все исправлять!"), получил звание академика, три звезды Героя Соцтруда, кучу лауреатских медалей, стал членом ЦК КПСС, Президентом АН СССР и сменил на посту директора Института атомной энергии скончавшегося И.В.Курчатова.

Семья Александровых сыграла в нашей жизни очень большую роль. После окончания Университета наши дороги с Юрой разошлись, возможно по моей вине, а скорее всего в силу того, что пожалуй кроме походов нас серезно ничего не связывало. А вот со старшими Александровыми - АП и его женой Марьяной Александровной близкие отношения сохранились до самой Макиной смерти в 1987 году, так в семье звали Марьяну Александровну. Почти все отпуска в то время мы проводили вместе с Александровыми: на Кольском полуострове, Оке, Днепре, верхней и нижней Волге.

Материальный уровень наш и Александровых различался примерно в 100 раз, поэтому Маке мы вносили деньги на отпуск столько, сколько имели возможность истратить. Все общие расходы в отпуске Мака брала на себя и нам не приходилось ни о чем думать. Очень часто выезжали на их машине на охоту или в зимний лес, тогда еще с маленьким Алешкой, которого укладывали спать в теплом спальном мешке под елочку недалеко от костра, а сами катались на лыжах.

Много переняли мы у Александровых жизненных принципов: отношение к детям, сознательное стремление объединить интересы семьи киносъемками, постановками домашних спектаклей, совместными поездками, веселыми праздниками. В какой-то мере наши дружеские отношения со старшими Александровыми объяснялись еще и тем, что АП резко сузил круг своих знакомых из опасения подставить их под пристальное, недремлющее око КГБ, а мы волею судеб появились сами и оказались "чистыми", кроме того мы являлись промежуточным звеном между родителями и младшими александровскими детьми, что во всех поездках связывало воедино всю эту разновозрастную компанию. И еще, мы никогда не приставали с просьбами, а сделать на своем посту АП мог многое и немало людей стремились использовать эти возможности в своих интересах. То, что сделали для нас Александровы получалось как-то само собой, а сделали они много. Одно только то, что все свои крупные приобретения мы сделали с их помощью. Мака всегда давала взаймы крупные суммы денег, при этом соблюдались строгие правила: Оговаривался срок и порядок отдачи долга, если что-либо срывалось в сроках - надо было обязательно оговорить с Макой новый срок.

 

К семье Александровых я еще не раз вернусь в дальнейшем. Здесь хочу сказать несколько слов о "духах" .

Телохранители (Охранники, "духи", секретари) А.П. Александрова

Более или менее постоянно АП сопровождали два "духа": майор Василий Федорович - "Базил" и капитан Семен Агафонович - Агафоныч, клички конечно Александровские. Ходили они в штатском. Набирался этот контингент часто из людей с запачканным прошлым, чтобы служили если и не за совесть, то за страх. Дежурили они по очереди. АП не старался удирать от своих "духов", поэтому они давали возможность хоть как-то уединяться.

В командировках на Урал АП располагал отдельным коттеджем с междугородним телефоном. Когда очередной "дух" считал, что АП заснул, он звонил в Москву в свое управление и поливал грязью своего коллегу. На следующую ночь происходило то же самое, но с другим действующим лицом. Видимо, этот принцип внедрялся в практику работы сотрудников этого милого ведомства, чтобы каждого можно было держать "на крючке".

Один из отпусков мы проводили на острове посередине Московского моря , километрах в пяти от пристани Большая Волга. Раз в неделю надо было на лодке ездить к пристани и менять "духов". В день, когда очередного "духа" должны были подвести на пристань разыгрался приличный шторм, волны расходились вдоль Иосковского моря, а иначе как через этот водный простор к пристани не попадешь. Пошли втроем: "дух" на носу, я посередине, АП на подвесном моторе. Маленькую лодчонку заливает каждой волной, она перекатывается через нос лодки, накрывает "духа" и доходит до меня. Ведром вычерпываю хуже каторжного - воды пол-лодки. Доходим до пристани. Мокрого до нитки "духа" меняем на теплого и сухого, сажаем на нос. Обратный рейс тем же манером. Руки, плечи болят от ведра, но здорово - стихия, а мы с АП насупротив! "духа" у костра можно выжимать вместе с пистолетом. АП в восторге, насильно сажает Маку: "поедем красотка кататься!" Снова идем на Большую Волгу. Дело к вечеру, ветер начинает стихать. На пристани АП дает мне 200 рублей (немалые деньги по тем временам). Докладываю: "Водки нет, есть наливки, коньяки, настойки", Указание: "Бери на все".

Обратно идем по угомонившейся воде. Я на моторе, Мака посередине, АП на носу откупоривает бутылки, из горлышка отпивает половину, передает Маке, она пробует и передает мне. Допиваю. К нашему удивлению по приходе на остров полных бутылок не оказалось, а было их 7.

03.12.2022 в 16:58

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: