***
Отец иногда брал меня с собой в гости. Чаще всего мы ходили к Чайкиным.
Кажется, Чайкин дядя Жора был его фронтовым товарищем. Чайкины жили на Мамоновом поле, где тогда каждое лето раскидывал свои шатры цыганский табор. Помню, что в их доме был почти цыганский беспорядок. Но на стене над кроватью висел «ковёр» с огромными розами, нарисованными на одеяле, и мне он казался очень красивым. К Чайкиным отец всегда брал свою гитару и они пели под аккомпанемент двух гитар. Играли они виртуозно. Когда я впервые услышала игру знаменитого гитариста Иванова-Крамского, то сразу вспомнила игру отца. Он играл не аккордами, как современные любители, а перебирая струны. Казалось, что гитара сама пела. Вот в ожидании этого музыкального волшебства я с радостью ходила с отцом к Чайкиным.
***
А однажды отец взял меня на День рождения тёти Нины – родной тёти отца. Я поразилась красоте убранства их дома. Впервые увидела на стене настоящий ковёр. Поразил заставленный разными блюдами на белоснежной скатерти и сверкающий хрусталём стол. А уж когда меня вместе с другими детьми посадили за детский стол, тоже накрытый белоснежной хрустящей скатертью, налили в маленькие синие стаканчики вкуснейший крюшон, я вообще растерялась. По дороге домой отец меня спросил, что мне понравилось, и я честно ответила:
– «Синие стаканчики . Вот бы у нас были такие!»
Отец рассмеялся. А я запрокинула голову и увидела небо, сплошь усыпанное звёздами. Так и шла, запрокинув голову, пока не споткнулась. И тогда отец строго приказал мне при ходьбе поднимать ноги, а не шаркать ими. До сих пор выполняю этот наказ.
***
Мама взяла меня в клуб в/ч 2707, где она тогда работала на фильм «Повесть о настоящем человеке». Я спокойно смотрю фильм, переживаю за ползущего по снегу Маресьева. Но вот в кадре медведь! Меня охватывает ужас и я, захлёбываясь от плача, на весь зал кричу: «Ой - ой - ой! Сейчас медведь дядю съест! А-а-а-а!!!» Фильм остановили, включили свет и наперебой стали меня успокаивать: «Не бойся, дядя останется жив. Давай досмотрим?» Видя заботливые лица и понимание моего страха, я справилась со своим ужасом: «Хорошо, давайте досмотрим». Столько лет прошло, а я помню, как сейчас.
***
Каждый праздник: Новый год, 1 Мая, 7 Ноября – мама приносила с работы подарки для каждой из нас. Их оплачивал профсоюз. Целый целлофановый пакет разных конфет, среди которых и "Мишка на Севере" и "Кара-Кум", и "Красная шапочка", обязательно вкуснейшая белая и розовая пастила и зефир, шоколадка, а самое главное – два или три мандарина, редчайшее тогда лакомство.
***
Вы помните, как страшно было проходить по двору? А я помню. В деревне лет до семи я очень боялась проходить мимо гусей: гусак, расправив крылья и сердито гогоча, стремительно налетал и пребольно щипал за ноги. Этот страх не давал возможности убежать. Меня будто парализовало, ноги прирастали к земле, я отчаянно кричала, но не могла сдвинуться с места. Петух тоже не давал прохода, а однажды взлетел мне на голову, расцарапав когтем щеку, едва не задев глаз, и клевал в темечко, пока не подоспела на выручку мама Фрося. Петуха в тот же день сварили в супе. Таким же злобным был индюк дедушки Жени, когда вырывался из вольера на улицу. Он был моей проблемой вплоть до 5-го класса. Из-за него я не раз опаздывала в школу – боялась пройти мимо индюка. Потом эта проблема отпала. То ли я стала большой и переросла свои страхи, то ли индюка не стало.