5. Отсутствовавшие члены семьи
Из разговоров старших Глеб знал, что имеются ещё папа и брат Саша. Отца Глеб не помнил. Отец уехал в Сибирь на постройку сибирского железнодорожного пути, когда Глебу было только три года. Глеб постоянно слышал фразу: вот, когда вернётся папа... Отец должен был вернуться в этом же году.
Брат Саша был на десять лет старше Глеба. Глеб его тоже помнил.
Брата Сашу сначала очень баловали. Надо сказать, что Мария Модестовна, прочитав много книг о воспитании детей, решила, что своих детей она будет воспитывать без физических наказаний, в своих разговорах со знакомыми дамами она часто поминала имя Фребеля. Она даже пошла на пари на 30 рублей со своим младшим братом Анатолием, тогда московским студентом, что никогда не ударит ребёнка. Пари она проиграла. Она не вытерпела и, шлёпнув Сашу, немедленно послала проигрыш брату в Москву. Анатолий был беден, и эти деньги упали на него, как манна небесная с неба.
Саша рос капризным и эксцентричным ребёнком. Когда на Рождество ему подарили большую фарфоровую куклу, он спросил, есть ли у неё мозги. Получив утвердительный ответ, он удалился в детскую и разбил молотком кукле голову. Обнаружив отсутствие у куклы мозгов, он заревел.
Однажды Мария Модестовна увидела через окно, что к ней идёт Настасья Егоровна, известная сплетница и дама во многих отношениях неприятная. Не заметив присутствия Саши, Мария Модестовна сказала в полголоса:
– Ах! Настасью Егоровну чёрт несёт!
Не успели открыть дверь перед гостьей, как Саша спросил её:
– А где же чёрт?
– Какой чёрт?
– Да тот, что вас принёс.
Другой раз, когда Саше было уже шесть лет, его взяли в цирк. На сцене разговаривали два клоуна. У первого яблоко, второй предлагает яблоко спрятать, чтобы первый его искал. Первый клоун отворачивается, второй прячет яблоко подмышку. Когда первый клоун добирается до яблока, второй уверяет, что боится щекотки, а затем заявляет, что хочет яблоко перепрятать. Тут он поворачивается к публике и начинает есть яблоко.
Тогда Саша, сидевший с матерью в ложе, выскочил в середину круга, с криком: "Он тебя обманывает!", что вызвало аплодисменты публики и крики: "Браво, мальчик!".
Однако дома Саша проявил скоро такой "норов", что никто кроме отца не мог с ним справиться. Отец был вспыльчив и однажды выбросил Сашу зимой в одной рубашке на снег. Отданный в девять лет в гимназию Саша наотрез отказался говорить директору "вы" и вскоре был уволен за тихие успехи и громкое поведение. Тогда его отдали в закрытое земледельческое училище, где учащиеся жили в пансионе. Там Саша "со товарищи" стал удирать ночью из дортуаров. Для этого пансионеры связывали простыни и по ним спускались во двор из верхнего этажа через окна.
Тут настал конец терпения отца, и он отдал Сашу в частное исправительное заведение Маляревского в Петербурге. Там он и находился в описываемое время.