authors

1427
 

events

194062
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » I_Tolstoy » Мои воспоминания - 10

Мои воспоминания - 10

30.06.1871
Ясная Поляна, Тульская, Россия

Мне подарили сетку для ловли бабочек. Николай Николаевич Страхов подарил мне чудную книжку — "Атлас бабочек" с картинками и научил меня их сушить для коллекции. Каждая бабочка нарисована в красках и имеет латинское название. Я с утра до ночи бегаю по лесам и лугам и ловлю бабочек. Сережа тоже. У него книга жуков, и мы тоже ловим и их. Лето в разгаре. Мы бегаем по пояс в высокой траве. Нет, это не трава, это почти сплошные цветы — желтые, розовые, красные, синие, белые, — какая красота, какое благоухание! Местами уже начали покос. Деревенские бабы и девки в цветных сарафанах и красных платках трясут и копнят сено.

Разбежимся и со всего маху кинемся в копну. Сено трещит и пахнет. Пахнет одуряюще. Влезешь на воз и едешь в сенной сарай.

Боже, сколько дивных воспоминаний связано у меня с запахом сена!

И работы на покосах с отцом, уже в восьмидесятых годах, и ночевки в копне сена на берегу болота, и ночевки в сенных сараях в деревнях во время охоты, и запах того же сена в детской, где тюфяки наши были тоже набиты сеном и тоже трещали и пахли, особенно когда их раз в месяц набивали свежим сеном[1].

Летом босые деревенские девочки приносили в тарелочках и деревянных чашках белые грибы и землянику.

Придут и молча выстроятся у крыльца — трогательные, жалкие.

— Софья Андреевна, ягоды принесли.

Мама выходит и начинает торговаться.

— Тебе гривенник, твоя тарелочка поменьше — тебе семь копеек, тебе пятачок.

Платочки, в которых были завязаны тарелочки, развязываются, и все ягоды ссыпаются в одно большое блюдо и уносятся на ледник. Опять запахи, опять волшебные духи! А как пахли сырые белые грибы и подберезовики! А рыжики! А опенки!

Мама в саду под липами варит варенье. В жаровне горит и пахнет уголь. Варенье густо закипело, поднимаются кверху розоватые пенки. Вокруг слетаются и жужжат пчелы и осы. Мы тоже, как эти пчелы, вбираем в себя запах сладкого и ждем "пенок".

— Пенки к чаю, — строго говорит мама, — сейчас нельзя перед обедом портить аппетит.

— Мама, только немножко, только попробовать.

— Нельзя, сказано вам.

Но мы знаем, что это "нельзя" ничего не значит. И в конце концов получаем и пенки, и даже немного варенья.

Подходит осень. В августе начинают поспевать яблоки, и начинается выискивание лучших яблонь и собирание падали. Сада сорок десятин. Несколько хороших грушовок и аркатов в клинах. В большом саду у гумна амченка[2], в молодом саду желтый аркат, который папа любит. Для него мы тоже приносим. Но для себя у каждого из нас где-нибудь в укромном уголку сада своя "кладовая". В большом саду главный шалаш, и там сидят садовники. Вся усадьба пахнет яблоками и сухой соломой. Купанье кончилось, но грибы во всем разгаре. Кто больше наберет? Вокруг Ясной Поляны верст на пять нет ни одного уголка, который я бы не вылазил по многу, многу раз в раннем детстве за грибами и бабочками, а позднее на охоте с ружьем и собакой.

Положишь несколько коричневых яблок в корзинку и на весь день забываешь обо всем в мире и радуешься. Чему? Тогда я не знал. Теперь я понимаю эту радость.— Это была радость жизни, и своей и окружающей. 

Могучая, чистая, ничем не омраченная радость детства.



[1] Известно, что Толстой всегда с увлечением занимался физическим трудом, в восьмидесятые годы он много и с удовольствием косил с яснополянскими крестьянами. В дневнике Толстого за 1884 год (июль—август) встречается много записей, связанных с косьбой. 19 июня 1884 года он: записывает: "Мужик Григорий Бол-хин, Кастер-мастер и Павел-сапожник косят сад. Я около 11 часов ввязался в их работу и прокосил с ними до вечера. Дети — Илья, Леля н Алснд —косили же. Очень было радостно. Вечером пошли купаться" (Л. Н. Толстой, т. 49, стр. 106). Илья Львович не раз участвовал в крестьянских полевых работах вместе с отцом. "Когда Лев Николаевич работал в поле и старался всячески быть полезным окружающим его крестьянам и населению, — пишет в своих воспоминаниях дочь Ильи Львовича Анна Ильинична Толстая-Попова,—мой отец, еще юношей, всегда принимал большое участие в его работах, будучи ловким и сильным молодым человеком. Они шили вместе сапоги, косили и пахали. Мой отец умел и любил ра-ботать" ("Воспоминания А, И. Толстой-Поповой" (ГМТ).

[2] От Амченска—Мценск, Орловской губ.(Прим. автора.)

24.06.2022 в 08:17

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: