Глава 11
После Маруси, через три года, родилась Вера. Наша мама. Родилась она почти что на Варвары – 29 декабря 1925 года, но родители решили назвать её Верой. Вот только никто не догадался записать 1 января, и поэтому фактически мама была старше себя на целый год.
Но мама – это уже почти Коля и я, а это долгий рассказ, поэтому я, против хронологии, расскажу о самом младшем из семьи – Пете. Тем более, что биография у него оказалась такая коротенькая…
Петя родился на Петра и Павла – так и назвали, по-праздничному. Ему было шестнадцать с небольшим, когда проходившие по селу войска, освобождавшие Одесщину, забрали всех мальчишек на фронт. Бабушка просила и плакала: всего шестнадцать, совсем мальчик! Но военные были неумолимы. Мальчишек, необстрелянных, необученных, деревенских – они и оружия-то в руках никогда не держали – отправили в бой буквально через несколько дней. Их сделали пушечным мясом! Ими просто заткнули дыру на каком-то участке немецко-румынского фронта и даже не подумали при этом хотя бы минимально обучить! Петя погиб в этом – самом первом своём бою. Похоронка пришла сразу же, через короткое время после мобилизации! Но место захоронения там указано не было. И больше трёх десятилетий мама и дядя Стёпа искали могилу своего брата. Нашёл дядя Стёпа – где-то в семидесятых годах он узнал, что его брат похоронен в молдавском селе Фалешты. Когда там открывали памятник, дядя Стёпа ездил туда. Там, среди почти сотни имён, - и Петино... Бабушка так и не узнала, где могилка её младшенького, она к тому времени уже умерла. А ведь Фалешты находятся, самое большее, в ста километрах от её села. А может, и ближе – Молдавия рядом.
Ничего в жизни не увидел Петя. Ни больших городов, ни учиться ему не довелось. Я не знаю, была ли у него девушка – вряд ли, мама говорила, что он был тихий, любил уединение. Русоволосый был, почти как тётя Сеня. От него осталась одна крохотная фотография и свидетельство о рождении, которое мама выправила, когда искали его могилку. И надпись на памятнике. Вот такая судьба…