authors

1427
 

events

194042
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » vkuturkin » Служба в заполярной Гремихе - 1

Служба в заполярной Гремихе - 1

02.07.1966
Гремиха, Мурманская, Россия

Служба в заполярной Гремихе

 

 …Лишь кружком отмечено на карте это место на краю земли…

 

 Двухпалубный теплоход “Илья Репин”, построенный в 1927 году на верфи германского города Шттеттин а по репарации в 1945 году переданный СССР, подходил к одному из причалов самой крупной базы Северного флота – Гремихи. Этим рейсом в июле 1966 года на базу прибыло более сотни новобранцев, которым предстояло долгие три года служить в полку ПВО, прикрывающем эту базу от самолетов НАТО.

 …Все двое суток, от самого Мурманска, мы страдали морской болезнью. Как только теплоход вышел в открытое море, началась сильная качка, задул ветер, корабль то взбирался на волну, то падал вниз. В пассажирском третьем классе не было ни кают, ни перегородок, а койки в два яруса располагались в просторном помещении под палубой. На койках лежали чуть живые с зелеными лицами от морской болезни новобранцы. Никому из нас до сих пор не приходилось ходить по морю. Сегодня, когда прошло 50 лет, я не вспомню, чем нас кормили, а может и не кормили вообще, но этот переход навсегда остался в памяти.

 Внезапно качка прекратилась, обороты машины упали, и судно замедлило ход. Я вышел на палубу и увидел, что мы вошли в бухту. Репин медленно двигался вдоль берега. С правой, материковой стороны, располагались причалы с пришвартованными подводными лодками, судами, буксирами, а слева был вытянувшийся на сотни метров остров. Сама природа создала здесь идеальные условия и закрывала бухту от штормовых волн. Такой я впервые увидел Гремиху.

 На одном из причалов толпилась кучка военных, которые были одеты в шинели с поднятыми воротниками, а ведь было начало июля и из Ленинграда мы выехали в рубашках. Дул ветер, лил мелкий дождь, который перешел в редкий снег. Наш лайнер подошел к причалу, и мы быстро покинули судно. Всех пересчитали и разместили в кузовах машин. Через минут двадцать неспешной езды машины въехали на территорию полка ПВО в/ч 95320.

 Потом я не раз буду вспоминать, как и почему оказался здесь, на краю земли и мог ли избежать этой участи. Раз за разом буду возвращаться к тому, как бездарно растратил год, предшествующий отправке в армию, не предпринял усилий, чтобы изменить ситуацию и жил по накату, по принципу “куда вывезет”. Год назад окончил техникум, и даже не попытался сразу сдавать вступительные экзамены в институт, что сделал мой приятель Слава Борисов. Ладно, проехали, но ведь был еще целый год, и я ходил на подготовительные курсы после работы. В Боровичах, куда меня распределили после кинотехникума, вполне мог подготовиться к вступительным экзаменам и там же их и сдать. Ведь я работал преподавателем в ПТУ, а в составе приемной комиссии Новгородского пединститута, точнее, его Боровичского филиала, был мой старший товарищ, коллега, преподаватель Сухарев Иван Андреевич. Не раз за “рюмкой чая” он обещал помочь с институтом. Нет, курсы забросил, лень матушка раньше тебя родилась, как сказала бы моя бабушка. А мама далеко, никого рядом нет, чтобы сказал – “Остановись, задумайся, займись делом!”. А в 18 лет так много соблазнов и этот опьяняющий запах свободы! И огреб кучу проблем, алкоголь, милиция… Да таких, что пришлось бежать в военкомат и проситься в армию. Лучше бы забрали в армию в апреле, но ведь просил отпустить и мне пошли навстречу. А те ребята отправились служить в Германию! / Об этом “Распределение в Боровичи”/

 И вот теперь я в Гремихе.

 Сначала нас отвели в столовую, затем в баню. Переодели, попытался подогнать форму, вроде удалось. Потом таскали кровати в огромный барак, в котором расположился карантин. Здесь нам предстояло провести две недели и пройти курс молодого бойца. Мы должны были заменить отслуживших три года ленинградцев. Ракетные дивизионы полка размещались на острове Витте, еще один на полуострове Святой Нос и третий в сопках. Мы, новобранцы, были отделены от других солдат, но при удобном случае интересовались предстоящей службой. Нас пугали возможным распределением на мыс Святой Нос, где были самые тяжелые условия, Не лучше были рассказы о острове Витте. Расположенные там ракетные части, дивизионы, были изолированы от “центральной усадьбы”, и сообщение с центром осуществлялось посредством полкового катера с экипажем из 4-х матросов. Из-за сильного ветра и волнения на море сообщение с Витте и Святым Носом часто нарушалось, так как катер не мог выйти в море. А пройти на нем 20 километров до Святого Носа по открытой воде одноименного залива было не безопасно.

19.04.2022 в 21:15

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: