20 сентября. Суббота.
Сегодня по радио появилось известие о прорыве в Киев немцев. Настроение кругом тяжелое. Вновь возобновились известия о поражении - прорыве ‹немцев› на юге при начале войны, сдаче двух генералов с войсками. Говорят, что в Киеве нет войск, так как армия отрезана в Бессарабии, ‹говорят› о бездарности Буденного и К°. Гитлер свой план захвата Украины исполнил. Но население сознает ‹создавшееся положение› - и это скажется.
Я не сомневаюсь (как многие другие) в окончательном ‹исходе› войны - но дело идет хуже, чем я думал. Все же думаю, что раньше зимы положение выяснится.
25 сентября. Четверг.
Чувство спокойное у меня неизбежности смерти как естественной правды. К старости примиряешься со смертью, сопровождаемой страданием. Чувствую вечность…
30 сентября.
27.IX мы переехали в зимнее помещение. Переезд этот сопровождался совершенно диким поведением некоторых академиков. Самое печальное поведение Гамалеи и его семьи. Он использовал свое положение председателя Группы (хотя в это время Группа уже не существовала юридически). И некоторые другие, как Л. С. Штерн, следовали его примеру - захватила комнату Мандельштамов и уехала на время в Казань.