Перекрещивание улиц
Личные мемуары о красной эре (45)
При крещении детей им дают другие, как бы более правильные имена. Но в обиходе все без исключения пользуются изначально данными родителями. Что-то подобное происходит и с улицами. Первоначально им дают одно название, а в последующим переименовывают. Бывает, что просто так. Но в основном в угоду очередному политическому реваншу. Народ долго потом пользуется старыми названиями, но с течением времени они забываются, и на слуху остаются лишь поначалу непривычные новоделы.
Я – про Лепель, хотя это касается всех населённых пунктов бывшей страны Советов. Поэтому для лучшего усвоения темы начну с Минска. Все представляют его главную улицу. Но не все сходу ответят, что сейчас она называется проспектом Независимости. Скорее всего, скажут: Ленинский проспект. А что между двумя этими названиями 14 лет просуществовал проспект Скорины, поди, и забыли. И уж практически никто не слышал, что первоначально он в 1801 году стал улицей Захарьевской в честь её основателя губернатора Захария Корнеева. 1 июля 1812 года Минск захватил Наполеон и переименовал Захарьевскую в Новый Город. Прежнее название возвратило русское войско, давшее пинка французскому императору 22 ноября того же года. В Первую мировую войну очередные оккупанты Захарьевскую сделали Гауптштрассе. Через год они показали зад и новая советская власть окрестила улицу Советской. Но вскорости владеть Минском стали поляки и Советская превратилась в улицу Адама Мицкевича. Долго они не продержались, и в 1920 году снова советская улица вновь стала Советской. Во вторую мировую войну гитлеровцы возобновили кайзеровское название Гауптштрассе. Оно просуществовало до конца войны в Беларуси. В 1952 году улица Советская становится проспектом имени Сталина. И хоть вождя всех народов вскорости развенчали, лишь в 1961-м проспект его имени стал Ленинским. Но тут и Ленина попрали. В 1991 году проспекту присваивается имя Франциска Скорины. Но на этом имени прокалываются верховные власти, и в 2005-м уличные таблички переписываются на «Проспект Независимости».
Конечно, лепельские улицы такой длинной послужной эпопеи не имеют. Да и названия наших улиц во времена Великого Княжества Литовского, поди, никто не знает. Ведущую от Пятачка в Урочище Цмока улицу Ленинскую помнят лишь как Пушкинскую. Но ведь русский классик стал известен уже после захвата его родиной Великого Княжества. Как вначале называлась Пушкинская-Ленинская? Зачем нам знать то, что было во время, когда наша Родина была нам вражеской, согласно новой идеологии, принесённой завоевателями, именуемыми себя освободителями.
Но важнее Пушкина всё-таки Ленин. Поэтому улицу и сделали Ленинской. Но и имя великого русского классика не предали забвению. Пушкинской назвали набережную Уллы от прибрежной канализационной станции до понтонного моста через реку.
А вот другого великого классика русского народа попрали. Исключили улицу его имени. Посчитали, что название Интернациональная важнее для коммунистической пропаганды превращения множества национальностей страны Советов в единую нацию под названием Советский народ. Имею в виду Гоголя и улицу Гоголевскую.
Ну, что за название улицы: Чашникская? Не звучит в советском городе. А вот Советская - очень даже по-советски.
Две современные улицы Карла Маркса и Данукалова при царском режиме были единой Дворянской. Понятное дело, что революционные власти не могли покинуть такой ляпсус, поэтому улицу в противовес назвали Пролетарской. Данукалова она стала в честь организатора и руководителя партизанского движения на Лепельщине. Его даже могила находится на Пятачке. Очень даже подходит новое название почти центральной улице. А какое движение в нашем крае организовал Карл Маркс и на каком пятачке его могила? Какой вклад в развитие Лепельщины внёс Шмидт, именем которого ранее называлась улица Карла Маркса? Неужто мало героев-лепельцев, чтобы увековечить их имена? Мало мозгов было у сочинителей названий городских улиц.
И к попу не ходи, чтобы узнать, почему главная площадь называлась Соборной. Преображенский собор стоял на месте теперешнего магазина «Кулинария». А вот какой прорицатель вычислит, почему площадь стала носить имя Свободы? Какую свободу она принесла лепельцам? Как просто и исторически оправданно называлась бы площадь Пятачком. Ему даже памятник на ней поставлен. И все знают, что так издревле именуется круглый сквер посреди Круглой (или Овальной?) площади. Вот и сами подсказались альтернативные Пятачку варианты.
Улица Мельничная. «Названа так потому, что на ней была мельница», - моментально сообразит даже первоклассник. Похвально. И названию и первокласснику. А вот спросите у десятиклассника, кто такой Володарский. Может и найдётся один вундеркинд из тысячи пофигистов, который правильно ответит на вопрос. А бывшая улица Мельничная доселе называется Володарского. Добавлю: большая мельница стояла вблизи устья Эссы, на месте бывшего райпромкомбината и уже несуществующей «Промшвеймебели».
Наверное, у половины жителей Лепельшины уничтожило родных дело палача Держинского. А его имя носит улица, что идёт вдоль Урочища Цмока и строящейся гостиницы. Раньше это была Пробойная и Копаницкая. На каком основании появилась улица Держинского, непонятно.
Наверное, самых кровавых красных вождей вобрали в свои названия улицы города. Имя цареубийцы Войкова преспокойно носит былая улица Загуменная.
Указанные названия лепельские улицы приобретали до поселения в моей голове сознания. Но есть и такие, которые были переименованы при мне, что вызвало моё негодование. Оно выражалось в соответствующей критике на страницах районной газеты «Ленінскі сцяг». Конечно, безуспешно.
Была улица Мопровская. Непонятное название, если не знать, что МОПР – это Международная организация помощи борцам революции. Конечно, такое имя улицы не впечатляет. Но оно прижилось. Пусть бы и оставалось. Но в эпоху брежневского Застоя улица вдруг перевоплотилась в Калинина. Чем красный палач, отдавший собственную жену на растерзание опричникам своего патрона Сталина, лучше не менее кровавых борцов за всемирную революцию?
Безусловно, партизанский вожак Лобанок – герой Лепельщины. Его именем должна называться одна из новых, застроенных современными коттеджами, улиц, а не задрипанными хатами-развалюхами, которые сплошь затиснули улицу Вокзальную, коей в 80-е годы присвоили имя Лобанка. Обыватель удивится: зачем Вокзальная, если она так далеко от вокзала? А ведь прежнее наименование улицы Лобанка историческое. Оно имело конкретную привязку к железнодорожному вокзалу, поскольку в него упиралась или от него начиналась.
Вокзал в войну сожгли партизаны. Очень кстати было бы название, напоминающее о его местонахождении. Но ведь вокзал построили в средине 20-х годов. А улица ведь и до того существовала. Как называлась? Очень просто и понятно – Озёрная. Другим концом упиралась в озеро Лепельское. Или от него начиналась.
Очень показательно называлась, хоть и немного штамповато, улица, сплошь лежащая вдоль железной дороги. Она и была Железнодорожной. Зачем было в застойные 80-е переделывать её в Чуйкова?
Да, советский воевода Чуйков внёс огромный вклад в освобождение Восточной Европы от «коричневой чумы». Но почему-то лишь Лепель до того умилился 40-летней давности подвигами одного из своих освободителей, что переименовал Железнодорожную в Чуйкова. А ведь Чуйков сродни Карлу Марксу, положившему начало освобождения человечества от капиталистического ига. Зачем нам оба освободителя? Разве мало лепельцев боролось с оккупантами? И вообще, знаменитых людей нашего города?
Выхожу из красной эры. Уже в 90-е между дрогой Минск - Витебск и Оршанским шоссе начал застраиваться микрорайон Юг-1. Улицы в нём назвали именами знаменитых людей Лепельщины: Кляшторного (убиенный сталинским режимом поэт), Коцарева(советский шпион), Пржевальского (известный хирург, а не русский исследователь-натуралист). Но затесалась в микрорайон и улица с названием Минская. Названием себя оправдывает – проложена вдоль Минского шоссе. Но почему её так назвали, если в Лепеле с 70-х годов уже существовала улица Минская? К ней относились жилые дома микрорайона Сельхозтехника, построенные вдоль того же Минского шоссе. Если бы две улицы Минские хотя бы соединялись между собой, а то имеют огромный разрыв с закрученными уличными краями, а ещё разделяются улицей Минское шоссе, к коей относятся несколько коттеджей, кафе «7 ветров» и кирпичная двухэтажная хрущоба.
Теперь в этой полнейшей неразберихе навигаторы запутывают искателей того или иного объекта по улице Минской, обязательно направляя на противоположную её часть. Зачем было одинаково называть разные улицы? Фантазии не хватило у уличных крестителей придумать новое наименование? Тогда хотя бы индексы «1»-«2» применили.
В общем, бестолковщина с названиями улиц осталась.
Воскрешено в 2018 году.