Пятница, 14 декабря
Проходя в свой второй кабинет и видя перед окнами Дворцовую площадь, думаю о драме, разыгравшейся здесь в этот день 65 лет назад.
В обычный час поднимаюсь к своему министру. Возвращенные государем бумаги интересны.
Наш посол в Лондоне предлагал в случае приезда в Россию делегатов с митинга юдофилов в Лондоне выделить достойные уважения личности, оказав им любезный прием, но отказаться видеть в них депутатов и не принимать той петиции, которую им поручено отвезти государю. Мы подготовили вчера нашему покладистому послу телеграмму, где говорится, что "отделение личностей от их делегатских миссий недопустимо. Ввиду того что миссия их всем известна, они и не могли бы быть приняты государем".
Возвращая утвержденным этот проект, государь пишет на полях: "Я нахожу, что... и министрам не следовало бы их принимать, так как это будет все-таки некоторым удовлетворением для них, а это вовсе нежелательно". Посылаем Стаалю вторую телеграмму, чтобы довести до его сведения это высочайшее решение.
Но самым любопытным документом среди бумаг, возвращенных сегодня утром государем, является вырезка из появившейся недавно газетки, называющейся "Русская жизнь". Эта вырезка, переданная государю, вероятно, ведомством по делам печати Министерства внутренних дел, положена сверху; на ней государь написал: "Эта статья так хороша, что можно было бы прямо дать ее как инструкцию посланнику нашему в Тегеране. Именно этими соображениями я желал бы, чтобы руководствовался Азиатский департамент".
[Приложена газетная вырезка. В конце статьи - строки, подчеркнутые чернилами: "Наши представители в Персии должны зорко наблюдать за всеми подкупами, ведущимися во вред России, противопоставляя этим последним не подкуп безличных и корыстных министров шаха, а свое "veto", которое одно без всякого золота, если будет поддержано твердо авторитетом России, достаточно для того, чтобы парализовать козни врагов". И дальше: "Им (представителям России) поэтому и надо держать "честно и грозно" русское знамя на Востоке, не давая ослабеть тому престижу России, который создан ценой права, а не подкупом и тайной интригой". (Пометы императора: "да" и "совершенно верно"?)]
И эту болтовню наш августейший монарх желает возвести в степень политической программы!
Когда около 4 часов Зиновьев приходит ко мне пить чай, я спрашиваю у него, что он об этом думает. К моему удивлению, он в восторге от того, что государь упомянул о вверенном ему Азиатском департаменте как о независимой единице. Суета сует - всегда и везде!
Впервые опубликовано: Ламздорф В.Н. Дневник. 1886 - 1890. Государственное издательство, 1926. 410 с.
Оригинал здесь: http://dugward.ru/library/lambsdorf/lambsdorf_dnevnik_1886-1890.html