Суббота, 18 ноября
Поднявшись около 11 часов к своему министру, застаю его менее озабоченным, чем вчера. Он еще не говорил с Зиновьевым; я позволяю себе посоветовать министру в полной мере ознакомить его с положенном вещей. Самое неприятное было бы, если бы Его Величество считал, что директор департамента вторгается в пределы компетенции министра и над ним, так сказать, господствует. Рассказываю Гирсу все, что слышал по этому поводу.
Празднуют юбилей Рубинштейна. Торжество должно состояться в час в зале Дворянского собрания. Вчера за завтраком государь сказал министру: "Я надеюсь, что вы не поедете" и смеялся над этой церемонией. Не пощадил Его Величество и тех членов императорской семьи, которые, по его мнению, приняли в чествовании слишком большое участие. Сани (прозвище великой княгини Александры Иосифовны) поручила своему сыну Константину вручить государю записку, в которой она старалась доказать, что для Рубинштейна пенсия в 3000 рублей в год крайне недостаточна, раз Чайковский, его ученик, получает столько же. "Я ответил, - сказал государь, - во-первых, Чайковский не ученик Рубинштейна; во-вторых, я его считаю выше Рубинштейна; в-третьих я к назначенной пенсии прибавлять не желаю, и - трах, трах - разорвал бумагу". Государь смеется также над великой княгиней Екатериной и ее дочерью, наделенной прозвищем "Tienchen", которые раньше обыкновенного вернулись из-за границы, чтобы принять участие в юбилее великого музыканта.
Министр заметил, что я не был вчера у него на вечере, и просит прийти сегодня обедать.
"Гражданин" набрасывается на эксцессы в праздновании юбилея Рубинштейна. Слушая вчера нашего государя, министр был опять поражен идентичностью его речей с тем, что пишется в газете князя Мещерского. Наиболее точные сведения о том, что происходит при дворе, тоже идут из "Гражданина", тогда как граф Воронцов не утруждает себя осведомлением тех, кто имеет на это право.
Полученная тотчас после обеда записка от генерала Ванновского подтверждает факт заказа в Париже ружей новой системы. По этому поводу Гире говорит мне, что кроме 300 000 000 рублей, испрашиваемых начальником Генерального штаба Обручевым на вооружение, бездымный порох и стратегические железные дороги, министр путей сообщений просит еще 600 миллионов рублей на сооружение новых железных дорог. Итак, вот расходы на миллиард, а наш бюджет только что пришел в некоторое равновесие и разменный курс стал повышаться.