30.04.1905 Киев, Киевская, Украина
В этот-то критический психологический момент и начиналось шатание сотрудника. Это был момент, очень опасный для заведующего розыском. Здесь у сотрудника зарождалась мысль отомстить ему за свое падение, хотя в большинстве случаев, последний не был в том повинен. Этот момент неминуемо наступал у каждого сотрудника, исключая действительно идейных. Его надо было не пропустить, подметить, надо было или поддержать сотрудника морально или вывести его из революционной среды, устроить вдали от политики -- заставить забыть ее. Если офицер не успевал этого сделать, все очень часто оканчивалось катастрофой для него самого.
Так был заманен предательски в засаду и убит Дегаевым с народовольцами подполковник Судейкин. Так стреляли в полковника фон-Котен, так предательски были убиты ротмистр Грешнер в Нижнем Новгороде и полковник Карпов в Петербурге. Всех не пересчитаешь. Многие погибли, выполняя свой служебный долг. Розыскные офицеры знали эту опасность и шли на нее сознательно. Революционному фанатизму корпус жандармов противоставил фанатизм долга и службы. Корпус жандармов грудью защищал государственный порядок царской России, и не один десяток его офицеров и нижних чинов пал в этой борьбе с революцией при царском режиме, не отставая от исполнителей своего долга -- шефов корпуса: Сипягина, Столыпина, Плеве. Корпус помнил долг перед родиной и после, когда случилось исторически неизбежное. В рядах большевистского правительства нет ни одного известного жандармского имени. Их нет там, хотя там находятся представители всех сословий, служб, профессий, степеней, рангов и чинов прежней России. Бывший жандармский полковник Комиссаров, покинувший ряды корпуса еще при царском режиме -- единственное исключение. Но на то он и Комиссаров.
Против же большевиков они боролись всюду: в организации Локкарта в Москве, на Украине у гетмана, на Дону у Краснова, у графа Келлера, у Колчака, у Врангеля, даже у Савинкова на Волге. Их брали на службу, и они боролись за русскую государственность. И только генерал Деникин с его окружением не жаловал их, но зато нигде так хорошо и не была поставлена большевистская разведка и большевистская работа, как в армии Деникина и его Осваге.
Но я отклонился в сторону. Так вот, это-то критическое душевное состояние "шатания" и переживал, очевидно, Руденко. Я понимал его хорошо. Странно было только то, что он забыл, что все-таки же мы (отделение) спасли ему жизнь. Я не чувствовал к нему недоброжелательности за его поступок. Думалось только, что кто-нибудь стоит за ним, что надо быть осторожным.
Столыпин, П. А. (1862-1911]. Министр внутренних дел в эпоху I государственной думы, потом премьер-министр с 1906 по 1911 г., руководитель дворянской реакции после революции 1905 года, организатор контрреволюционного террора. Расправлялся с революцией путем военно-полевых судов и виселиц. Провел аграрную реформу, целью которой было разрушение общины и укрепление в деревне хозяйственного мужика (кулака). 1 сентября 1911 года в Киевском оперном театре убит провокатором-охранником Бо-гровым.
Савинков, Б. В. (1875-1925) -- из дворян. В 1902 году был арестован и выслан в Вологду по делу социал-демократической группы "Социалист". Под влиянием Брешковской примкнул к социалистам-революционерам и в июне 1903 года бежал за границу, где вступил в "боевую организацию" партии эсеров Савинков был одним из руководителей "боевой организации", организатором убийства Плеве и великого князя Сергея Александровича. После февральской революции 1917 года был сподвижником Керенского, стоял за продолжение войны и боролся против революционного петроградского пролетариата. После Октябрьской революции вел активную вооруженную борьбу против советской власти. Был организатором ярославского и муромского и участником самарского контрреволюционных восстаний, организатором белогвардейских отрядов, участвовавших вместе с польскими войсками в борьбе против Советской России. В 1925 году Савинков был арестован в Минске, куда приехал нелегально, и осужден на 10 лет тюремного заключения. В тюрьме Савинков покончил собой, выбросившись из окна 4 этажа на каменную мостовую.
Савинкову принадлежат несколько книг беллетристического содержания: 1) "Конь бледный", 2) "То, чего не было", 3) "Конь вороной" и др. мелкие рассказы. В первых двух-- Савинков описывает идейный кризис мелкобуржуазной революционной интеллигенции, принимавшей активное участие в революции 1905 года. В книжке "Конь вороной" Савинков описывает идейную сумятицу той же интеллигенции, принимавшей активное участие в вооруженной борьбе против советской власти и впоследствии раскаявшейся в этом. Воспоминания Савинкова о работе в "боевой организации" напечатаны издательством "Пролетарий" под названием "Воспоминания террориста". Его показания на суде Республики дают интереснейший материал по истории гражданской войны.
28.05.2021 в 08:35
|