12 сентября.
Был сегодня во 2-м гвардейском бомбардировочном полку авиации дальнего действия (дивизия покойного Новодранова). Ему вручали гвардейское знамя.
Вечером, на газу разговорился по душам с летчиком Героем Советского Союза капитаном Молодчим. Молодой 22-летний парень, бомбил Берлин, Кенигсберг, Будапешт, Варшаву и т. д. Был, между прочим, в этом году первым над Берлином - 27 августа. Шло тогда туда 16 самолетов, остальные не выдержали огня и бомбили Штетин.
- Страшно?
- Я самый паршивый трус из всех, кого знаю. Повернуть обратно хочется до смерти. Заставляешь себя идти в огонь только мыслью о том, что это приказ, да еще приказ Сталина. Ну а над целью забываешь обо всем. Лишь бы сбросить погорячее, где почернее. Вот вы летали много? Давайте я вас свезу на Берлин. Гарантирую, что придем обратно, ну м.б. с дырочками. Я тут недавно чуть ли не 150 пробоин притащил. Ну, согласны? По рукам! Куликов (штурману) - разними… Сколько я сбил самолетов? Ни одного. И до конца войны не собью ни одного. Это - не мое дело. Я - бомбардировщик. И когда я вижу далеко-далеко немца, я, как заяц, в кусты: в облака, в низину, в сторону, готов даже обратно идти на немецкую землю, а потом где-нибудь свернуть домой.
Приехал Саша Морозов с Черноморского флота. Рассказывает любопытные вещи. Три наших последних катера, уходивших из Севастополя, подломали в пути моторы. Несет. Глянь - берег. Оказывается - турецкий. «Ну, думают, труба, интернируют. Прощай, война!». Одначе, встретили гостеприимно, отвели гостиницу, а командира - гостем губернатора, обед, прием. «Что вам нужно?» «Да вот, моторы барахлят».
Сменили, отремонтировали, указали курс к дому. Прибыли.
Врет, наверное, Саша…
Ехал он поездом до Баку, оттуда - Красноводск, Ташкент, Москва. В Баку на пристани 40 000 эвакуированных, в Красноводске - 25 000 (ждут поезда, поезд - раз в двое суток, а все остальные поезда - нефть)
В Красноводске люди бросают свои вещи. Комендант - майор, подбирает их, сортирует, меняет у «кочевников» на продукты и организует из этого фонда питание раненых - ежедневно кормит 1000-1500 человек.
Любопытно перевозят нефть. Наполняют в Баку цистерны, кидают с рельс в воду, сцепляют тросом - буксир и айда в Красноводск. Там - краном наверх, на платформы и ту-ту - поезд. Говорят - идея Ширшова.
Забавно, как много и охотно все говорят о еде. Вспоминают меню прежних обедов, а ежели кто-нибудь обедает или ужинает у знакомых даровитых, то немедленно дразнит слушателей подробным перечислением блюд.