authors

1567
 

events

219770
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Ekaterina_Vazem » Записки балерины - 40

Записки балерины - 40

01.05.1870
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

Вслед за художниками считаю уместным вспомнить балетных композиторов Пуни и Минкуса. В старину балетной музыке серьезного значения не придавалось. Музыка в балете играла только вспомогательную роль, аккомпанируя немым сценам и танцам, и во всяком случае не должна была отвлекать от них внимания публики. Поэтому прежде всего требовали, чтобы она была "дансантной", т. е. удобной для танцев и выразительной для мимики, а это требовало наличности в театральном штате постоянного композитора -- специалиста своего дела.

 В первые годы моей артистической службы эту должность занимал итальянец Цезарь Пуни, автор музыки к балетам "Эсмеральда", "Конек-Горбунок", "Дочь фараона", "Царь Кандавл" и др. В наши дни, когда балетные зрители избалованы произведениями крупных симфонистов со всем богатством новейшей инструментовки, композиции Пуни представляются очень примитивными и наивными. Музыкальные знатоки от них обыкновенно с пренебрежением отворачиваются. Однако в свое время музыка Пуни безусловно делала свое дело. Она была мелодична, прекрасно сопровождала танцы и мимические сцены, помогая их уразумению публикой (вспомним хотя бы ряд мимических рассказов в "Дочери фараона"), и была оркестрована применительно к возможностям балетного оркестра Большого театра.

 Пуни обыкновенно писал музыку для разных танцовальных номеров непосредственно на репетициях новых балетов, на которых обязательно присутствовал. Так как никакой лишней мебели в репетиционном зале не было, он устраивался на высоком подоконнике, служившем ему как бы конторкой. Бывало, по указаниям балетмейстера Петипа, он напишет вариацию, и репетитор сыграет ее на скрипке. Петипа она не нравится, и Пуни тотчас же переработает ее на другую. Подчас композитор не соглашался с балетмейстером, и они пререкались, причем горячий итальянец не стеснялся кричать на хореграфа.

 -- Не суйся не в свое дело, если ты в музыке ничего не понимаешь! --в сердцах восклицал он по-французски. И иногда Петипа приходилось перед ним капитулировать.

 Вообще, Пуни работал с необыкновенной легкостью, и сроки, в которые он успевал писать большие многоактные балеты, представляются совершенно невероятными.

 Этот плодовитый композитор умер в 1870 г., и спустя некоторое время его заменил австриец Людвиг Минкус. Последний уже раньше был известен у нас как автор музыки к балетам "Фиаметта", "Золотая рыбка", "Дон-Кихот". Первым большим его балетом, написанным в качестве штатного композитора, была "Камарго". За редкими исключениями, все большие балеты, поставленные у нас в 70-х и 80-х гг., написаны им, например, "Бабочка", "Бандиты", "Приключения Пелея", "Баядерка", "Млада", "Роксана", "Зорайя" и др. Вообще Минкус как композитор был серьезнее Пуни и отличался большей аккуратностью. У него всегда все бывало готово во-время. Работал он исключительно дома и на репетициях показывался редко. Балетных артистов и публику музыка Минкуса также вполне удовлетворяла, хотя, на мой взгляд, при всей своей "дансантности" она уступала композициям Пуни в легкости и непосредственности.

 При относительной простоте балетной музыки в старину дирижирование балетным оркестром было Для музыканта нетрудным делом. В бытность мою в школе я застала за дирижерским пультом в балете А. Н. Лядова, служившего балетным капельмейстером еще при Николае I, но помню его очень смутно. За все время моего пребывания на сцене оркестром дирижировал А. Д. Папков.[1] Он был когда-то танцовщиком в московском балете, а затем, будучи скрипачом, служил там же репетитором. У нас он служил также репетитором, а потом заменил Лядова на посту балетного капельмейстера. Как музыкант, Папков, не получивший специального образования, был не очень силен, и оркестранты частенько над ним подсмеивались. Но балетная музыка была очень несложной, и с ней он справлялся вполне прилично. Свою музыкальную неграмотность он искупал отличным знанием танца, поскольку сам вышел из танцовщиков. Под его управлением оркестр превосходно аккомпанировал танцовщицам, -- танцовать под палочку Папкова было удивительно легко.

 Балетный оркестр Большого театра в мое время стоял на очень высоком художественном уровне. В составе его солистов блистали скрипачи Венявский и Контский,[2] позднее Ауэр[3] и Галкин,[4] виолончелист Зейферт, арфист Цабель, флейтист Чиарди, кларнетист Каваллини, солист на корнет-а-пистоне Вурм. Как видно по этим фамилиям, большинство музыкантов было иностранцами. Тогда в России музыкальное образование находилось еще на очень низкой ступени развития. Консерватории открылись сравнительно недавно и не успели еще подготовить кадры музыкантов. Поэтому оркестры пополнялись главным образом немцами, чехами и итальянцами. Высокое мастерство солистов учитывалось балетными композиторами Пуни и Минкусом, постоянно писавшими для них большие и интересные соло.



[1] Папков, Алексей Дмитриевич -- репетитор и капельмейстер оркестра московского балета в 1846--1862 гг. и капельмейстер оркестра пб. балета в 1862--1890 гг.

[2] Коитский, Аполлинарий (1823--1879) -- скрипач; концертировал в разных городах Западной Европы, в Петербурге и Москве; солист придворного оркестра а оркестра пб. Большого театра в 1853--1861 гг.; потом директор музыкального института в Варшаве.

[3] Ауэр, Леопольд Семенович -- известный скрипач; солист оркестра пб. балета в 1872--1906 гг.

[4] Галкин, Николай Владимирович (1850--1906) -- скрипач и дирижер; солист оркестра пб. балета в 1877--1896 гг.

14.04.2021 в 21:33

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: