authors

1620
 

events

225952
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Anatoly_Emelyashin » Гегемон

Гегемон

30.10.1961
Свердловск (Екатеринбург), Свердловская, Россия

Гегемон

 

             На фото из интернета: современный вид проходной моего завода.

 

     Бывший офицер, военный лётчик, по прихоти судьбы пополнил ряды пролетариата, по-советски – рабочего класса, «гегемона» общества.  Взял в руки молоток и зубило не как домашний инструмент, а как орудие производительного труда.

 

     Слесарь на сборке узлов различных механизмов – профессия индивидуальная, я бы сказал, уникальная. Требует умения разбираться в чертежах, системах допусков и посадок, иметь изобретательскую жилку. Это кроме работы на различных станках. Всё это с неба не валится, нужно обучаться.

     Меня прикрепили к слесарю высшего разряда Николаю Орлову. Обучать нужно было практическим приёмам, так как чертежи и вся теория не представляли для меня сложности, технической подготовки хватало. И всё же Николай был слегка недоволен: если бы я числился учеником, ему полагались бы какие-то денежки за обучение. Впрочем, начальник цеха без вознаграждения его не оставил, компенсировал разными премиями его наставничество.

 

     Работа не была монотонной: за смену приходилось  многократно переключаться с тисов слесарного верстака на фрезерный, шлифовальный или сверлильный и расточной станки, механическую пилу и «гильотину». Ведь моя задача состояла в обработке грубых заготовок, их опиловке, сверлении и фрезеровании и сборке уже доработанных деталей  в конечный узел механизма.

     Кто представляет, как из отливок, валов и шестерён собрать редуктор? Думаю, немногие.  Мне довелось собирать и более сложные узлы. Вначале вдвоём с наставником, потом стал полу-чать и самостоятельные задания. Через два месяца сдавал экзамен и выполнял практическую работу на очередной, четвёртый разряд.

     Для высшего, шестого разряда требовались  годы или получение специального технического образования, не менее техникума. И я поступил на вечернее отделение СХМТ, правда, не по профессии: место нашлось только на отделении «технология резины», группы механиков по эксплуатации оборудования химических производств были переполнены.

 

     Так я влился в ряды рабочего класса, передового и привилегированного, по официальной идеологии, класса советского общества. Я не имел оснований не верить идеологии. Да я и не чувствовал, что меня как рабочего в чём-то затирают: сразу присвоили разряд, вскоре дозволили получить очередной, вне очереди предоставили место в детских яслях, посреди учебного года зачислили в техникум, без всяких ограничений приняли кандидатом в члены партии. (Для ИТР и других «нерабочих» профессий существовал лимит).

 

     Через год я уже числился в передовиках, правда, по общественной линии: стал редактором стенгазеты отдела, членом бюро комсомольской первички, засветился как рабкор в «Резинщике», был избран в комитет ВЛКСМ завода.  Проявил активность и в спорте: создал и тренировал команду по ручному мячу, играл в сборной завода по волейболу, а когда ушёл с завода тренер команды Марк Гофман, стал её играющим тренером.

 

     Расти бы мне как яркому представителю рабочего класса, но шило в попе не позволило: влез с осуждением начальства по факту несправедливого премирования, потом по произволу отдела техники безопасности, потом ещё по таким же, в сущности, персонально меня не касавшимся вопросам. Меня задевала несправедливость по отношению к кому бы то ни было. Ну, а назначение в передовики зависит, как известно, от благосклонности начальства. От начальства же сыпались тычки, правда, не всегда жёсткие. Как правило, я их порой и не замечал.

 

     Долго в «гегемонах» мне числиться не позволили – перевели на должность мастера «жестянки» – участка изготовления вентиляционных систем. Но через год вернули в работяги – Главному механику шустрый молодой человек на итээровской должности был не нужен: слишком часто выступал «за справедливость».

     Через год пришлось вообще покинуть Отдел Главного Механика – по правилам техникума я должен был перейти в основные технологические рабочие. Так я оказался в цехе №9. Обучился на прессовщика. После защиты дипломной работы моя рабочая стезя закончилась: начальство не намеревалось держать технолога-резинщика в прессовщиках, перевели в ИТР. Быть «гегемоном» мне отказали.

09.03.2021 в 19:16

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: