authors

1495
 

events

205875
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Ekaterina_Emelyanova » Мои пути по оазисам добра и правды - 32

Мои пути по оазисам добра и правды - 32

01.09.1949
Мары, Туркменистан, Туркменистан

Но возвращение наше из праздничной поездки в Ашхабад оказалось грустным: нас встретило известие о том, что нашего Петра Николаевича Корчагина забирают работать в ОблОНО и что в наш детский дом пришел приказ о направлении всех воспитанников старше 13 лет в школы ФЗО и в ремесленные училища. Для всех нас этот приказ был неприятной неожиданностью. Я узнала о такой практике впервые. Рита пишет в своих вос-поминаниях, что «подобные приказы в Руднянском детском доме получали регулярно с 1947 года и что переростков (13-14 лет), не больно старательных в учебе, по окончании 5-6 классов регулярно отправляли в ФЗО при заводе «Красный Октябрь» в Сталинграде. Там же после 6 месяцев учебы они оставались работать. Тех, кто учился получше, определяли в ремесленные училища. Эти приобретали специальности более высокой квалификации (токарь, слесарь, сталевар и т п.). Все учащиеся ФЗО и РУ получали определенную форму, бесплатное питание и общежитие. По окончании учебы они пополняли ряды рабочего класса страны».
Регулярный отбор воспитанников детских домов в ФЗО и РУ жизни Риты коснулся впервые в 1947 году, моей жизни – в 1948. Но действовали школы фабрично-заводского ученичества при промышленных предприятиях нашей страны с 1920 года. В 1926 году они были преобразованы в школы-семилетки ФЗО. Те ФЗО, о которых пишет Рита, с шестимесячным сроком обучения, действовали с 1940 по 1958 год, когда были преобразованы в профессионально-технические училища с двухгодичным сроком обучения. Набор учащихся в ПТУ осуществлялся на добровольных началах.
Рита Выскубова отмечает в своих воспоминаниях, что о существовании этой системы они узнавали при своем появлении в этом детском доме от старших воспитанников и относились к ней с пониманием. Эти сведения стимулировали их усердие и активность. Если приходила в детский дом большая разнарядка на отправку 13-14-летних воспитанников в ФЗО, перспектива быть отправленными туда становилась реальной и для усердных воспитанников. В 1948 году перспектива быть отправленными в ФЗО оказалась реальностью, например, и для отличниц Наташи Зайцевой и Риты Выскубовой. По существовавшему тогда закону воспитанников детских домов, поступавших в техникумы и в вузы, выводили из детских домов – ведь они могли жить самостоятельно, получая стипендию! Наташа с Ритой хорошо понимали, что на стипендию не очень разживешься. Однако жизни на государственном обеспечении в ФЗО они предпочли дальнейшую учебу в Руднянском  педучилище при самостоятельном обеспечении несытой жизни в студенческом общежитии.
Кто-то на основании этих фактов может решить, что детские дома были превращены в принудительных поставщиков контингента учащихся в школы ФЗО, закрывавших дорогу талантам. Это неверно. В детском доме воспитывалась будущий академик Н.П. Бехтерева. В ремесленном училище в свое время учился нынешний ректор Московского государственного университета Виктор Антонович Садовничий! Нас в Мары и в Рудне учили делом доказывать свое право на продолжение обучения и добиваться его реализации. Поэтому ежегодно в детских домах оставались те, кто, достигнув 14-летнего возраста и окончив 7 классов, изъявлял желание учиться дальше в средней школе. Из тех, кого я помню по детскому дому № 3 в городе Мары, среднюю школу окончили Вася Замкин, Сады Хаймурадова и Чары Гельдыев. В детском доме в Рудне таких, жаждущих учиться дальше, ежегодно набиралось по 10-15 человек и им предоставляли эту возможность. Имена далеко не всех помнит и Рита. Я знаю, что в среднюю школу имени Пушкина в Рудне в 1947 году пошел Коля Манагаров, в 1948 – Юра Бутырский, Вася Ламзин, Валентин Жилин, Алеша Корейша; в 1950 – Коробова Тая, Аня Скубакова, Вера Ячменникова, Тамара Хромцова, Лида Пермейская, Тоня Скорицкая. Даже воспитанников-переростков не обязательно отправляли в школы ФЗО, если они оказывались настоящими помощниками детскому дому. И если такие помощники все-таки покидали свой детский дом, поступая в техникумы и вузы, для остававшихся детей и их воспитателей это была ощутимая утрата. Поэтому таких помощников, как Рита Выскубова и Наташа Зайцева, уже проявивших свои педагогические способности в работе с малышами, в 1948 году оставили в детском доме, хотя по действовшему закону после их поступления в среднее специальное учебное заведение (техникум) детский дом обязан был вывести их из своего состава в жизнь на студенческую стипендию – в 140 рублей в месяц!

26.10.2020 в 11:34

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: